NORAH JONES Информация о группе В 2002-м в США не было звезды ярче Норы Джонс. Милое создание 23 лет от роду с кротким взором и ангельским голосом парализовало воображение слушателей, уставших от заштампованности Бритни Спирс и мужеподобности Пинк. Иллюзией домашнего уюта веяло от этого мягкого пения и простых мелодий, ностальгией по молодости и вечным ценностям. Это ли стало причиной всеобщего помешательства или что-то иное, но популярность молодой певицы росла как снежный ком с горы и накрыла в конечном итоге даже твердолобых академиков, каждый год устраивающих выставку музыкальных достижений под названием «Грэмми». Восемь граммофончиков, из которых пять - по личным заслугам Норы - такое не каждому новичку по силам. А если учесть, что Нора Джонс не является представителем мира поп-музыки, то ажиотаж вокруг ее дебютного альбома кажется еще более невероятным. «Come Away With Me», вышедший на известном джазовом лейбле Blue Note, и джазом-то в обычном понимании не является. А вот что это такое, давайте попробуем выяснить вместе...Нора Джонс родилась 30 марта 1979-го года в Нью-Йорке. Неафишируемая деталь биографии - Нора является родной дочерью легендарного индийского исполнителя на ситаре Рави Шанкара, но предпочитает не говорить о своем знаменитом отце. Из-за того что не хочет пользоваться его именем для построения собственной карьеры - это во-первых, а во-вторых - потому что почти не знает своего отца. Мать Норы Сью Джонс, в молодости работавшая танцовщицей, рассталась с Рави Шанкаром, когда Нора была совсем ребенком. По словам певицы, до того момента, когда ей исполнилось девять лет, она видела своего отца от силы десять раз. Следующая встреча произошла в 1997-м году, когда Нора была представлена своей сводной сестре, 16-летней Анушке Шанкар, так же, как и ее отец, ситаристке. Но до того времени произошло еще многое из того, чего нельзя обойти вниманием, если мы хотим узнать об истоках таланта Норы Джонс.Когда Норе исполнилось четыре года, ее мать перевезла девочку в нефтяную столицу Америки - Даллас, Техас. Семья поселилась в пригороде Грейвпайн, где Сью Джонс устроилась медсестрой, а маленькая Нора пошла в общеобразовательную школу. Первые музыкальные впечатления будущей звезды связаны именно с этим периодом. «У моей матери была обширная коллекция записей, - вспоминает певица. - Рэй Чарлз, Арета Франклин, Майлс Дэвис, Фредерик Шопен, Билли Холидей... Билли Холидей была кумиром моего детства. Когда мне было пять лет, я постоянно ставила одну и ту же пластинку и крутила ее опять и опять. «You Come To My Head» была моей любимой песней». Сейчас Нора, анализируя свои детские годы, удивляется, откуда могла взяться любовь к джазу: ее мать любила слушать соул и кантри, а джазовые пластинки были наперечет - их слушала только Нора. «Не знаю, наверное, это произошло после того, как мама повела меня на концерт какого-то бигбэнда, - говорит певица. - Эта музыка показалась мне интересной и крутой, раньше я не слышала ничего подобного. Мама всегда слушала ритм-н-блюз и соул, но очень редко - джаз. После того концерта я захотела заниматься джазом и потом даже пыталась научиться играть на саксофоне». Как бы то ни было, уже в пять лет Нора начала петь в хоре, а в семь стала брать уроки игры на пианино. Когда юной «джазистке» исполнилось 15, семья переехала в центр Далласа и девушка поступила в высшую музыкальную школу Booker T Washington High School For Performing & Visual Arts на курс джазового фортепиано. За время обучения в этой школе молодая исполнительница получила свои первые серьезные награды: в 1996-м году она стала обладательницей студенческой премии Down Beat Student Music Awards в качестве «лучшей джазовой вокалистки» и автора «лучшей оригинальной композиции». А в 1997-м Нора получила еще одну SMA - тоже как «лучшая вокалистка». После завершения школы Нора Джонс продолжила музыкальное обучение в Университете Северного Техаса, где совмещала укрощение фортепиано с вечерними выступлениями в клубах. «Я пела джазовые стандарты в ресторанах и публика всегда хотела «что-то из Синатры», - говорит Нора. - Но одну песню я никогда не позволяла себе исполнять - «My Way». Она звучит потрясающе в исполнении Синатры, но я бы смотрелась, как идиотка. Мне всего 20, у меня нет никакого морального права исполнять эту песню!»В 1999-м юная певица приехала в Нью-Йорк, чтобы набраться опыта, да там в конце концов и осталась. «Нью-Йорк поразил меня своей развитой и разнообразной сценой, - говорит девушка. - Это было настолько впечатляюще, что я решила как можно глубже окунуться в эту атмосферу». В первое время после переезда в «столицу мира» Нора Джонс значилась штатной вокалисткой фанк-группы Wax Poetic, однако вскоре собрала свою собственную группу, в которую вошли басист Ли Александер (Lee Alexander), гитарист Джесси Харрисс (Jesse Harriss) и барабанщик Дэн Ризер (Dan Rieser). По легенде, птица удачи посетила исполнительницу в канун ее 21-го дня рождения. Присутствующий в этот день на концерте группы ловец талантов Blue Note взял у музыкантов демозапись и представил ее президенту лейбла - Брюсу Лундваллу (Bruce Lundvall). «Она поет как ангел, а на фортепиано играет, как будто перышками клавиш касается», - отзовется о своей юной протеже Лундвалл чуть позже. Однако прошел еще по меньшей мере год, пока группа подписала контракт. Для записи дебютного альбома певицы был рекрутирован известный продюсер Ариф Мардин (Arif Mardin), работавший ранее с Аретой Франклин и Modern Jazz Orchestra. Лейбл Blue Note, наряду с Verve, является одним из самых известных джазовых лейблов, поэтому решение работать с Норой Джонс могло удивить знатоков джаза. Однако ничего удивительного в этом нет: первоначально предполагалось, что Нора будет исполнять джазовые стандарты, как делала это в клубах и ресторанах. Но не так получилось, как планировалось. Певица и ее музыканты также баловались сочинительством музыки, и их творчество балансировало на грани джаза, блюза, кантри и соула. В итоге в альбом вошли авторские композиции и несколько кавер-версий. И нестройную реакцию на музыку Норы Джонс со стороны джазовых критиков можно объяснить единственно выходом группы из строгих рамок джазовых композиций. Этим же объясняется и невероятный успех у слушателей: Нора Джонс соединила, казалось бы, невозможное: джаз и кантри, блюз и соул. Получившийся результат восхитил видавших виды меломанов. Еще перед выходом дебютного альбома журнал Rolling Stone включил имя Норы Джонс в десятку новых музыкантов, которых «обязательно следовало бы послушать в 2002-м году». Критики попали в яблочко, что называется. А, возможно, именно с подачи Rolling Stone и сдвинулась та лавина слухов, которая впоследствии накрыла с головой (см. первый абзац). Дебютный альбом, названный по одной из песен «Come Away With Me», вышел 26 февраля 2002 года. Нельзя сказать, что он произвел эффект разорвавшейся бомбы - слава о новой «звезде» расходилась концентрическими кругами, как от брошенного в воду камня, вовлекая все больше и больше поклонников. Начавший свой путь с нижних позиций чартов (в Англии, например, диск дебютировал на 108-м месте), к концу года «Come Away With Me» добрался-таки до вершины американского Billboard. А после получения в феврале 2002-го восьми «Грэмми» (в том числе как «запись года» и «альбом года»), возглавил и хит-парады Великобритании и Канады. В настоящее время альбом получил платиновый статус в Голландии, Австралии, Португалии, Гонконге, стал двукратно платиновым в Великобритании, Ирландии и Сингапуре, и пятикратно - в Новой Зеландии. Общий тираж дебютного диска Норы Джонс составляет пять миллионов экземпляров по всему миру - цифра, невероятная для Blue Note, бухгалтеры которого рады, когда диск расходится десятитысячным тиражом. «В этом альбоме только живая музыка, никакой электроники, чем так грешит современная музыка. Я не утверждаю, что это плохо, мне даже нравится электронная музыка. Но это не то, чем я вдохновляюсь. Эта запись звучит немного «вне времени», потому что мы использовали оборудование, которое было в ходу лет эдак 30 назад», - пытается объяснить успех своего альбома певица.Надо признать, риск президента Blue Note оправдался, Лундвалл может гордиться - угадал талант. А Нора Джонс, со своей стороны, весьма признательна Blue Note за свободу, которую она вряд ли бы получила, заключив контракт с крупным лейблом. «Когда я впервые вошла в контакт с Blue Note, я боялась, что эти джазовые пуристы засмеют меня, ведь то, что я исполняю - не джаз. Я это знаю и они это знают. Но меньше всего я хотела очутиться на поп-лейбле, потому что знала, чем бы это обернулось. Я не хотела делать видео, не хотела, чтобы от меня ожидали миллионные тиражи. Я не хотела быть знаменитостью. Мне хотелось быть чем-то вроде Gorillaz...Но здесь работают люди, которые, прежде всего, ЛЮБЯТ музыку. Поп-музыка - это классно, но я никогда не видела и не хотела видеть себя частью этого мира. Я нахожусь на лейбле, который не имеет ничего общего с миром поп-музыки. Они не указывают мне, как одеться, как себя держать и что делать».«Я не позер, не пытаюсь быть кем-то, кем на самом деле не являюсь. Мне смешно, когда люди пытаются стать в позу и защищать «чистоту джаза» - это глупо. Расслабьтесь, разве это имеет какое-то значение? Blue Note не потеряет цельность с подписанием меня на лейбл! И мне все равно, что думают люди. Blue Note - известный джазовый лейбл и я была представлена им, как исполнительница джазовых стандартов. Когда мы работали над альбомом, я начала писать собственные песни и это не джазовые композиции. Я не спешу сообщать о том, что я больше не пою джаз или что-то в этом роде. Это неправда, но даже это не имеет значения. Это просто музыка. Я знаю, многие поклонники джаза скажут о моих песнях: «Нет, это не джаз». И я с этим соглашусь. Но если кто-то думает, что это джаз, им стоит послушать Майлза Девиса...». «Мне повезло. Это настоящее счастье - ощущать поддержку со стороны людей, которые не хотят тебя эксплуатировать, которые любят музыку и не меряют ее деньгами. Это удача, которая выпадает не многим». Наибольшей радостью для Норы Джонс являются выступления в разных странах мира, в маленьких клубах и на площадках фестивалей. Весной 2003 года певица выступит на знаменитом джазовом фестивале в Монтеррее - несмотря на то, что «исполняет не джаз». Хотя - какое это имеет значение? Это просто музыка, которую Нора Джонс от всего сердца дарит своим слушателям. Эта искренность и детская непосредственность и привлекают, наверное, ее поклонников. Нынешних и, надеемся, будущих. Но если с дебютом все было более-менее понятно (красивый фьюжн, в своем жанре выглядящий довольно свежо), то симпатии народа к новому диску имеют и вовсе иррациональные корни. Казалось бы, все просто - незамысловатый вокал вкупе с простенькими аранжировками с блюз-джаз-кантри налетом, а ведь слушают они как завороженные ее неспешное тихое пение под переборы гитары и фортепиано. Доходчиво и красиво - не более. Хотя, раз есть Грэмми в кармане, то большей рекламы и не нужно для увеличения продаж новых пластинок, пусть даже они практически не отличаются от дебютной работы.Подобным меланхоличным творчеством вот уже несколько последних лет (с момента выхода в 2001 "No More Shall We Part") промышляет гораздо более известный в наших краях персонаж - Ник Кейв (Nick Cave), только вот премий за это он не получает. Госпожа Джонс же пользуется в России исключительно локальной популярностью, как раз благодаря Грэмми, - не будь золотых граммофонов у нее в кармане, вряд ли бы диск вообще релизился в России. Когда дело касается полуакустических ритм-н-блюзовых баллад, то вопросов не возникает - душевно и ненавязчиво: послушал, погрустил и забыл. Но когда раздаются звуки, похожие на кантри, то тут хочется выть от тоски - подобным нудным ковбойским фетишем, чуждым по своей сущности нашим меломанам, переполнена добрая часть радиостанций в районе Техаса, и искать тут оригинальные идеи - занятие абсолютно бесполезное. Детские годы, проведенные с матерью в этом самом Техасе, отложили весьма заметный отпечаток на творчество Норы. Как, впрочем, и Billie Holliday и Bill Evans - кумиры ее детства, благодаря увлечению которыми девушка еще в далеком 1996, обучаясь в Вашингтонской Школе Искусств Далласа Букера, отхватила студенческую премию как Лучшая Джазовая Вокалистка и приз за Лучшую Оригинальную Композицию.Основное достоинство "Feels Like Home" - его терапевтическое свойство, поскольку пластинку запросто можно прописывать в качестве успокоительного после напряженного рабочего дня. Послушал на ночь и спишь спокойно. Каких-либо других примечательных особенностей обнаружено не было. Дискография 2002 COME AWAY WITH ME LP (BLUE NOTE RECORDS) 2004 FEELS LIKE HOME LP (BLUE NOTE RECORDS)
|