Средневековой музыки до наших дней дошло немного. Корпус всех на свете духовных и светских опусов XII-XIV веков не перевесит собрания сочинений одного Иоганна Себастьяна Баха или, скажем, Вольфганга Амадея Моцарта. Причина не в том, что музыки во времена «темного средневековья» было меньше, чем в век высокого барокко или эпоху просвещения. Просто эту музыку, как правило, не записывали. Танцы, песни, духовные гимны, григорианские хоралы передавали из уст в уста, они претерпевали изменения в странствованиях по временам и государствам, их подгоняли под вкусы новых городов и королевских дворов, их перевирали простые жонглеры и менестрели, пересочиняли ради сиюминутных нужд на ходу. Все же, на бумаге оставалось не только то, что предназначалось для вечного пользования, то есть, не только литургическая музыка. Иногда грамотеи средневековья – монахи – конспективно записывали полюбившиеся танцы, особо подкованные трубадуры дарили своим Прекрасным дамам списки хвалебных песен собственного изобретения, благородные сочинители тех времен вроде Гийома де Машо, случалось, творили больше на бумаге, чем в «живом» импровизационном музицировании, а клирики подставляли духовные тексты под народные песенки и записывали то, что получилось, чтобы не забыть. Именно поэтому любое собрание средневековой музыки для нас – и раритет, и шлягер. El Llibre Vermell – десять листков с нотными строчками, которые затерялись в «Красной книге монастыря Монсеррат», чудом выжившей в пожаре времен наполеоновских войн 1811 года, и были почти случайно обнаружены в XIX веке. Рукопись эта (в оригинале состоявшая из 172 страниц с уставом монастыря, детализированными правилами обихода, хозяйственными директивами, счетами и – среди них – с музыкой) была закончена и переплетена в 1399 году. Музыкальные опусы, которые по какой-то причине сочли необходимым записать монахи, весьма разнохарактерны. Три каччи – хороводные танцы в форме канона, несколько почти народных песен (в том числе dance macabre – танец смерти), пара-тройка мотетов вполне изощренного по тем временам свойства. Все опусы – прославления Девы Марии. Ясно, что этот удивительный набор – не дело рук одного анонимного композитора, а компендиум популярных в монастыре мелодий. Монастырь Монсеррат хранил и хранит древнюю чудотворную статую Богоматери. Так называемая Черная Мадонна – объект поклонения огромных толп паломников со Средних Веков до наших дней. Паломники, как известно, часто стремятся переночевать в монастырских стенах, а для развлечения поют песни и танцуют, причем, не всегда с самыми богобоязненными устремлениями. Судя по всему, монахи XIV века просто решили переложить популярные среди паломников песни на более душеполезный лад и записали то, что получилось. В результате, у современных энтузиастов средневековой музыки появился уникальный кодекс, который позволяет не только проникать вглубь времен, но и наслаждаться интересной и разнообразной музыкой. Кодекс El Llibre Vermell обязан исполнить каждый уважающий себя ансамбль средневековой музыки. Для преданных реконструкторов той эпохи (например, для проекта испанца Жорди Саваля Hesperion XXI, итальянского коллектива Micrologus или австрийского ансамбля Unicorn) это все равно что Сороковая симфония Моцарта для адептов классики. El Llibre Vermell – безусловный средневековый шлягер. |