E-mail | В оффлайне | IPBLOOD CEREMONY 20 мая 2014, Москва, клуб Volta организатор: клуб Volta
Что делать, когда еще со школьного времени истории о легендарных концертах 60-70-х вызывают бурный восторг, а ты родился тридцать лет спустя? Можно, конечно, долго и отчаянно тосковать, но это уже совсем по-декадентски. Тем более что в последнее время тосковать по музыке, несущей на себе настолько ощутимый налет той самой волшебной эпохи, становится все сложнее и сложнее.
С начала года прошло всего несколько месяцев, а любители тяжелой психоделической музыки уже смогли получить несколько довольно внушительных зарядов того самого, волшебного духа вот уже сорокалетней выдержки, причем чудесным образом «местом силы» каждый раз становился московский клуб Volta, который и стал местом проведения концерта канадских оккультных рокеров Blood Ceremony. Хотя нет, лично для меня это был не просто концерт. Шабаш, месса, сакральное действо – что угодно. Но не просто очередной повод послушать отличную музыку.
Сказать, что я ждал приезд Blood Ceremony – не совсем правильно. Их концерт был чем-то вроде очень достойной мечты, надежд, на осуществление которой практически не было. Поэтому появившийся в январе анонс этого мероприятия стал огромным праздником сам по себе. Хотя до концерта было еще несколько месяцев.
Вечер перед концертом начался с очень неожиданной встречи. На подходе к Вольте я встретил самих Blood Ceremony в полном составе – они гуляли, ожидая начала выступления. Перекинувшись с ними несколькими фразами, я ушел в клуб, решив, что утомлять музыкантов своим обществом было бы несколько неправильно. В клубе было немноголюдно. В баре сидело десятка два человек, а зал так вообще был еще закрыт, и из-за закрытых дверей доносились звуки саундчека разогревающей группы. Впрочем, настройка быстро закончилась, зал открыли – и он немедленно удивил меня своей пустотой. К выходу разогрева, который в этот раз был представлен москвичами Lucifer In Sky With Diamonds, в зале я насчитал человек пятьдесят. Это меня несколько смутило – я побоялся, что и на выступлении самих канадцев количество публики не увеличится, а выступление такой группы при почти пустом зале казалось мне чем-то совсем уж странным.
Но люди постепенно подтягивались, а Lucifer In Sky With Diamonds тем временем начали свое выступление, причем сделали это настолько мощно, что с первых же рифов очень убедительно заявили о своем высоком уровне. Вязкий и психоделичный стоунер, густо замешанный на все тех же 70-х, который они играли очень умело и душевно, звучал настолько здорово и вдохновляюще, что захватил внимание практически с первых же аккордов. Это было по-настоящему сильное выступление, очень достойное мероприятия. За время их выступления люди продолжали стягиваться в зал, и в итоге перед сценой создалась пусть и не очень многочисленная, но очень одухотворенная толпа.
Создав у слушателей подобающий мероприятию настрой и оставив после себя очень хорошее впечатление, Lucifer In Sky With Diamonds уступили сцену техникам, которые довольно оперативно подготовили ее к выходу главных гостей праздника. И они не заставили себя долго ждать – через несколько минут зазвучала довольно странная фолковая мелодия, под которую на сцену вышли трое музыкантов и обворожительная вокалистка канадских оккультных рокеров. Естественно, их появление вызвало вполне ожидаемый всплеск восторга в зале, а они, сдержанно поприветствовав публику, сразу же ударили по собравшимся первой волной своей мощнейшей музыки.
То, что происходило после этого, описать очень сложно. В музыке Blood Ceremony, густо замешанной на оккультизме и психоделии, содержится такое количество совершенно неистовой, первобытной энергии, что она способна выбросить уже на какой-то сверхсознательный уровень даже в записи. Сказать, что живое выступление многократно усиливает этот эффект – не сказать ничего. Если на выступлении Люцифера в Алмазном Небе по залу начали медленно, как дым, распространяться волны благостных вибраций, то с появлением канадских колдунов все вибрации слились в одном едином цунами, которое обрушилось в зал, погрузив его в то самое море непостижимой энергетики, которое сорок лет назад объединяло людей в едином порыве.
Похожая на прекрасную ведьму вокалистка выдает на своем синтезаторе лишенное начала и конца соло. Ее серьезные и молчаливые спутники выстраивают при помощи гитары и баса запутанные метафизические ландшафты, а постоянно улыбающийся ударник выступает в качестве создателя своеобразного фундамента для этого ритуального действа.
Наконец фронтвумен берет флейту, и к обволакивающим и укачивающим рифам добавляется новая ударная сила. Стоять на месте невозможно в принципе – ее партии на флейте несут настолько убийственный заряд, что тело само подключается к какому-то непостижимому танцу. Говорят, древнегреческий бог лесов и полей (а еще и сакрального знания и страха заодно), великий Пан, окружал себя нимфами и сатирами, которые развлекали его (и самих себя) бесконечной игрой на флейтах. Не удивлюсь, если где-то в канадских лесах Алия нашла сборник нот этих милейших созданий, и теперь использует мелодии, появившиеся еще задолго до нас, чтобы сводить с ума своих поклонников.
А ведь она еще и поет! Причем совершенно потрясающе поет! В ее голосе столько все той же первобытной, мощной энергетики, что кажется, будто она то ли обращается лично к каждому присутствующему, то ли к все тем же древним силам. Музыка то замедляется, то ускоряется. В едином странном хороводе сливаются гитарные соло, тяжелые рифы, орган и флейта. Иногда свет на сцене (думаю, не стоит лишний раз говорить, что в Вольте просто шикарный свет?) меркнет, и в клубах дыма виднеется лишь силуэт этой потрясающей женщины, вооружившейся флейтой. Маги, непостижимые духи и древние боги, братья-демоны – думаю, в этот вечер в клубе кроме вполне осязаемой публики собрались еще и невидимые и странные слушатели. И я уверен, что у них этот концерт вызвал не меньший восторг, чем у каждого из пришедших.
Она опять берет в руки флейту. Алия, что ты делаешь с моим сознанием?! С каждой новой песней происходящее становится все больше и больше напоминать какой-то странный ритуал. Каждое соло, каждый куплет, едва ли не каждая, издаваемая музыкантами, нота вызывает в зале настолько сильный отклик, что в какой-то момент начинает казаться, что энергия, которая выплескивается со сцены в зал и возвращается из зала на сцену, уже вполне видима. Она воплощается в дым, в потоки света, и в восторженные возгласы, которые то и дело раздаются в зале.
Всего пару часов назад я разговаривал с этими же людьми перед входом в клуб. Сейчас они на сцене делают нечто совершенно сверхчеловеческое, неподвластное пониманию. Возможно, у них есть машина времени, и они ее запустили перед выходом на сцену, выбросив Вольту на время своего выступления в далекие 70-е, погрузив всех присутствующих в один большой психоделический трип сквозь время и пространство. Возможно, это настоящее колдовство. При помощи простых инструментов и несложных мелодий они заставляют время остановиться, а сознание и мысли вычищают напрочь, оставляя взамен наполненную светом и позитивными вибрациями звенящую пустоту. Стробоскопические взрывы, застилающий сцену туман и световые столбы только усиливают ощущение полета сквозь пространство и время.
Еще много-много лет назад, увидев по телевизору отрывки выступления Jefferson Airplane на Вудстоке, и узнав, что это происходило задолго до моего рождения, я ужасно затосковал. Меня настолько очаровала магия происходящего, что возможность даже мимолетного соприкосновения с ней казалась мне восхитительной. И сейчас я ощутил это. Полноценно и так, что это едва не сбило меня с ног. Причем второй раз за год – в первый раз подобное произошло в феврале, там же в Вольте, на Depressivefest’е, где собрались сразу три оккультно-психоделических группы. Тогда я утверждал, что мы воскресили Вудсток. Несколько дней назад мы это сделали снова. Наш маленький и уютный Вудсток. Пусть немноголюдный, но, я уверен, лишних людей в этот раз просто не было.
Прожекторы заливают зал светом. Музыка затихает. Они прощаются. Как, уже?! Нет! Нам нужно еще! Две песни. Длинные, запутанные, заблудившиеся сами в себе. Последняя волна, окончательно затягивающая в этот волшебный мир. Странные ритуалы, древние боги, дети солнца. В какой-то момент кажется, что ничего кроме этой музыки вообще не существует – она забрала весь осязаемый мир себе, затопила его, и ты сам стал ее частью – двигаешься вместе с ней, вслед за ней, благодаря ей. Музыка снова стихает. Очередные слова благодарности – и сцена погружается в темноту.
Впрочем, вскоре волшебники вернулись. Но без музыки. Теперь они просто общались с теми, кто остался в зале. Они снова стали совершенно простыми и дружелюбными людьми, которые только что создали перед нами совершенно феерическое чудо.
Это был не просто концерт. Настоящий ритуал, акт волшебства, незабываемое действо. Я уверен, что со мной согласится большинство пришедших – после посещения таких мероприятий что-то внутри меняется. В лучшую сторону, конечно же. В тот вечер я с трудом добрался домой. Мне было сложно прекратить танцевать, да и окружающий мир, несмотря на сгущающиеся над Москвой сумерки, казался ярким и сияющим. Такая музыка меняет мир к лучшему. Особенно когда ее исполняют вживую. И я надеюсь, что для Москвы это далеко не последний подобный ритуал.
Сет-лист: Witchwood I'm Coming With You Return to Forever Goodbye Gemini My Demon Brother Oliver Haddo Lord Summerisle The Eldritch Dark The Magician
На бис: Master of Confusion Daughter of the Sun
Выражаем благодарность клубу Volta за предоставленную аккредитацию.