Abu Fatah noavatar
Металлер
| Цитата | В оффлайне | IP С одной стороны, приятно, что с моего поста началась такая рубка в теме. С другой стороны, чуток стыдно - потому что лучше бы весь этот запал потратить на посты в темах о конкретных думовых группах. Так вот, давайте выскажу и я своё имхо. Сначала давайте хотя бы попытаемся придерживаться стандартной терминологии там, где это возможно. А то люди, разделяющие порой по сути одну и ту же позицию, из-за каких-то терминологических разночтений ожесточённо спорят друг с другом. Короче, необходим научный подход Сначала давайте насчёт генезиса дум-метала, потом выявим поджанры дума, в которых могут обретать "подозрительные на гатишность команды", а потом поймём, что подразумевается под вышеупомянутой "гатишностью" (точнее, "метал-гатишностью"). В принципе, то, что я сейчас поведаю - это не какое-то невиданное открытие, а, скорее, переложение общепринятых среди думстеров концепций, фактов и их трактовок. Тем не менее, если захочется пинать, то пинайте меня На самом деле, ранние корни дум-метала (риффинг, в первую очередь) можно уловить в определённой части хард-рока, утяжелённого и ориентированного на специфические "тягучие" риффы. А именно у Black Sabbath, Pentagram, Bedemon и даже у Blue Cheer. Естественно, эти ранние команды (зачастую окрещиваемые прото-думом) в разной степени подошли к классической форме дум-метала, и, скажем, если у Blue Cheer это лишь эпизодические заdoomчивые моменты в риффах, сочетающиеся с сырой приблюзованной психоделичностью саунда, то, скажем, Pentagram по сути явились пионерами т.н. традиционного дума. Здесь, собственно говоря, стОит развеять некое заблуждение, касающееся понятия "просто дум": в принципе, тот самый традишинал-дум изначально и назывался просто-напросто дум-метал, а впоследствии, когда от него начали отделяться (или возникать при смешении с другими стилями) какие-то сильно отличающиеся поджанры, то и придумали называть классический дум думом традиционным. Тем не менее, когда употребляется понятие "дум" без каких-то дополнительных характеристик, то здесь есть лишь два толкования: обобщающее название всех поджанров дума или тот самый классический (традиционный, олдскульный) дум образца St. Vitus, Trouble, Candlemass и т.п. Собственно, на формацию традиционного дума как самостоятельного жанра, большое влияние оказали помимо упомянутых выше прото-думовых команд, ряд представителей NWOBHM типа Witchfinder General. На самых ранних попытках классиков дум-метала это влияние (включая типичные галлопирующие риффы) NWOBHM чувствуется гораздо сильнее, чем на классическом дум-метале второй половины 80-ых. Достаточно сравнить такие классические работы грандов жанра Saint Vitus, как Hallow's Victim (где нередки вообще скоростные на протяжении всей композиции вещички типа гениальной White Stallions) и последовавший за этим альбомом Born Too Late, где стилистика классического дума уже сформирована окончательно. Ясен хрен, что и классический дум был весьма неоднороден стилистически, и там были абсолютно разноплановые банды, но тем не менее стиль всё же имеет свои сравнительно чёткие музыкальные границы. Традишенал, кстати, отнюдь не умер и сейчас: и наряду с поредевшими рядами классиков жанра есть немало симпатичных молодых (или относительно молодых) команд. В самом конце 80-ых появился ряд новых групп, сочетавших думовую и дэтовую музыклаьные компоненты. Это направление было прозвано дум/дэтом, имхо, довольно удачно. Конечно, можно спорить, доля какого из этих двух стилей была ключевой в формировании этого подстиля: имхо, всё же основа была дэтовой, к которой были добавлены многочисленные думовые элементы. Но не суть важно: дум/дэт определённо взял немало от дума (читай, традиционного дума), но оформился в самостоятельный и довольно непохожий на традиционный дум-метал стиль. Короче, далее копаться в хронологии и выделении всё новых и новых поджанров дума и создания смесей/кроссоверов с другими металическими (и не только) стилями смысла, надеюсь, не имеет. Надеюсь, ситуация и так всё же прояснилась Ну а теперь давайте смотреть, какие подстили дума могут иметь отношение к готическому металу (не уточняя пока, что это такое, и насколько оправдано группы этого направления называются готик-металом): traditional, sludge doom, stoner/doom, а также и не катящие мне drone doom или black/doom (тоже сомнительная штука, кстати говоря ) - никакого отношения к готике не имеют. Экспериментальные формы дума (в том числе т.н. пост-дум типа замечательных коллективов Neurosis, Cult Of Luna, Callisto, Pelican и т.п., часто окрещиваемый и как атмосферик-сладж, и как пост-метал) - тоже. C фьюнералом чуток сложней из-за подчас мечтательной атмосферы и мелодичных чистых гитарных партий (это, конечно, типа глазури на пироге мрачнейшей депрессивнейшей ультра-медленной, ультра-тяжёлой и ультра-искажённой рифф-ориентированной музыки, но всё же). А одни из родоначальников жанра норвежцы Funeral ещё и добавили скрипочки и даже (о, Боже) женский вокал. Но всё же это не привело к оготичиванию их музыки ни в малейшей степени: и тип женского вокала совсем другой, лишённый гатишной сексапильности, да и сосбтвенно музыка, хотя и является весьма нестандартным подходом к фьюнералу (присутствие весьма техничных гитарных соло и моментов агрессивного трэшевого забоя говорят сами за себя), со всеми группами beauty and the beast, а также и с остальными гатишно-митолическими группками типа Crematory или Lacrimas Profundere, имеет ничтожно мало общего. Итак, я думаю, никто спорить не будет, если сойтись на том, что фьюнерал-думу готичность не присуща. Остаётся один-единственный многострадальный кандидат - дум/дэт. Но теперь пора определиться с тем, что такое пресловутый готик-метал (трвеЪ-готы, которых коробит применение горячо любимого ими префикса готик по отношению к "грязному митолу", могут везде, где встречается слово готик-метал, читать не_готик_и_не_метал, но похожий на всякие тристании и мунспелы музыкальный стиль). Я, если честно, профан во всём этом "замечательном" жанре, так что уж не обессудьте, если напишу какую-нибудь ерунду... Но, имхо, готик-метал в подавляющем большинстве своих разновидностей никакого отношения к дум-металу музыкально не имеет (как-то Tristania, Sirenia, Trail Of Tears, After Forever, Epica, Elis, короче я задолбался писАть, благо всё это стырено с англоязычной Вики...). Так вот, у всех этих групп нет существенных думовых элементов в музыке: ни типичного трайбалистского стиля драмминга, ни замедленного темпа, ни экстремально низкого строя гитар, тип риффинга совсем другой. Остаётся не так уж много банд, которые могут подпасть под ярлычок "готик-дум". Естетсвенно, ошибки такого рода быват двух типов. Первый (менее распространённый): причисление классических дум/дэтовых групп к стилю готик-дум. Я, конечно, встречал применение термина "готик/дум" и к Amorphis, и даже к Cathedral (кроме шуток!). Но абсурдность этих приписываний, я думаю, понятна всем, кто не в танке Ясное дело, что наиболее экстремально-брутальные представители жанра типа diSEMBOWELMENT тоже в гатишности обвинены быть не могут. Для наглядности можно рассмотреть китов жанра My Dying Bride и Paradise Lost, ибо именно их часто можно увидеть в готических рядах. Если брать PL, то им не повезло выпустить альбомчег с абсолютно несоответствующим музыкальному контенту названием Gothic. Готики (по крайней мере, в музыкальном смысле) там не было ни грана - а был эталонный дум/дэт. Вообще по Icon у британцев был исключительно дум/дэт (постепенно облегчавшийся, но всё же именно дум/дэт). Что было потом, я не слишком знаю, так как не слушал или слушал мельком, но даже если там и есть черты пресловутого готик-метала, то к думу (а, точнее, дум/дэту) эти "творения" имеют лишь самое опосредованное отношение. My Dying Bride никогда не играли ничего похожего на готик-метал в каком-бы то ни было проявлении, и причислением к готик/думу обязаны скрипочкам, романтическому названию и ещё кое-каким вторичным муз. элементам. На этих примерах, имхо, отчётливо видно, что дум/дэт в его классической форме никаких музыкальных пересечений с готик-металом (ещё раз повторю, воспринимайте это как условный термин) не имеет. Остаются команды, которые действительно имеют в своёми музоне думовые отзвуки (или даже отдельные черты), но, на мой взгляд, их явно недостаточно для причисления этих групп к дум-металу. Это всякие там Draconian, Chalice, Even Vast, Ava Inferi и т.п. Им не хватает мощи, тяжести звучания, качёвости и ударной перемалывающей мощи настоящего дума: да, это медленный, меланхоличный недометал с некоторыми элементами, заимствованными у дума (преимущественно наиболее мягкие, расплывчатые, пошловато-мелодичные моменты тех же не самых ранних PL и преимущественно медленный темп), но этих элементов слишком мало (и роль их в муызке очень невелика), чтобы назвать это дум-металом. К тому же у этих групп немало заимствований и у других металических жанров, но никто не называет это готик-хэви, хотя на то имеется едва ли не больше оснований. Мой вывод: дум-метала, к которому можно прибавить готик- (имея в виду схожесть с так называемом готик-металом) нету!!! Уффф.... дописал P.S. Моя позиция, кажется, самая экстремистская. Но коробит меня этот термин готик/дум, ух как коробит ----- Thrash Till Death |