Киберпанк Киберпа́нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — дрянь, отребье) — жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса. Иногда киберпанками называют ироничных пользователей сети Интернет, а также хакеров. Термин киберпанк придуман и введён в употребление писателем Брюсом Бетке, который в 1980 году опубликовал одноимённый рассказ. Киберпанк, как жанр твердой фантастики, был фактически основан в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда упоминается как «Нейромантик») Уильям Гибсон признаётся литературным лидером жанра. Киберпанк появился в значительной степени в противовес так называемой «гуманистической фантастике». Это связано с тем, что к началу 80-х годов произошли крупные изменения в области информационной техники и биотехнологий, которые не могли быть осмыслены ветеранами научно-фантастического жанра. Киберпанк был нацелен на ближайшее будущее и требовал от читателя хорошей осведомленности в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых. К киберпанку, как к литературно-коммерческому проекту, обратилось немало одаренных и весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика. Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона. В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковых произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей объясняется их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической утопией (как в произведениях стимпанка) или антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх. Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и «Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. Ныне меньшее распространение имеют такие ответвления жанра как кибертрэш и нанопанк. Под последним подразумеваются произведения литературы и живописи, посвящённые социальным аспектам применения нанотехнологий. В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»). Показываются перспективы и опасности, связанные с применением программируемых молекулярных устройств—нанороботов и т. н. сборщиков материи, занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов. Информация взята: http://ru.wikipedia.org
|