Nina Hagen Информация о исполнителе Очень многие ярлыки и стилистические определения на музыкантов навешиваются по соображениям, далёким от сугубо музыкальных. Года три назад, помнится, немцев из Rammstein называли индустриальщиками - сейчас, на волне возрождения хэви-метал, их столь же легко записывают в металлисты. А о том, что в их работах независимо от всяких выкрутасов моды всегда органично сочеталось и то, и другое, - стараются и не думать. Порою кажется, что германская певица Нина Хаген, родившаяся 11 марта 1955 года, была причислена к панк-братии после полуминутного просмотра каким-то верхоглядом случайной концертной съёмки. Сделать строго определённые выводы при виде облачённой в художественную рванину дамы с боевой раскраской на лице, помойкой на башке и детскими пустышками в ушах (вместо клипс) - легко. Как и вспомнить об истории диссидентского бегства "этой полоумной" из Восточного Берлина в Западный. На музыку и на тот факт, что эта женщина вынесла свой родной язык на мировую рок-сцену задолго до Rammstein и иже с ними, почему-то никто не обращает внимания. А зря. И где же здесь панк-рок? - возникает законный вопрос, когда в проигрывателе оказывается, к примеру, самый первый альбом певицы - "Nina Hagen Band" издания 1978 года. С первого же трека "TV-Clotzer" на слушателя обрушивается шквал громоподобных ударных, агрессивных гитар и безумного вокала - однако всё это тщательно, по-немецки, разложено по полочкам при помощи филигранных аранжировок. "Fisch In Wasser" начинается как классический вокальный номер в традициях немецкого кабаре - однако в какой-то момент голоса начинают звучать задом наперёд, и в конце номера их единым махом душит петля зажёванной плёнки. Драматически театрализованный хард-рок, истерическое буги-вуги и психоделическое регги сменяют друг друга вне всяких связей с логикой,- но без единой фальшивой ноты. Собственно панк-рок можно услышать лишь в самом финале альбома. Остальное звуковое пространство занимают никак не свойственные ему элементы: чёткие смены ритмов, крикливо яркие мелодии, бульканье и стрёкот одноголосых синтезаторов, а поверх всего этого тщательно организованного безобразия - Голос. Да, так обращаться с классической постановкой голоса можно лишь с панковским складом ума. С другой стороны, если панк может быть по-эстрадному аккуратным, то никто не смог бы работать в этом стиле так элегантно и строго, как делает это Нина Хаген. С лёгкостью форсируя почти что оперные пассажи то в йоддль, то в дикий рык, то в хихиканье сумасшедшей старушки, певица строит каждую свою песню как абсурдный моноспектакль в радиотеатре одного актёра. Похоже, ближе всего к истине те, кто называют её в числе родоначальников шок-рока. Это понятие достаточно мощно для того, чтобы остаться в силе независимо от того, куда музыкальная фантазия занесёт безумную Нину в следующий раз. Ибо даже в последние годы таких "заносов" было немало... Разочаровав многих своих поклонников в 1991 году спокойным и даже чуть попсовым альбомом "Streets", уже три года спустя фрау Хаген выдала в меру сладкий и танцевальный, в меру яркий и навороченный проект "Revolution Ballroom". В записи ей помогали опытные в деле смешения китчевой эстрады с авангардным роком Энди Маккей и Фил Манзанера из Roxy Music. Следующий альбом - вышедший в 1996 году "Freudo Euch" - записывался при участии легендарного Ди Ди Рамоне из Ramones, был полон заскоков то в помпезный и красивый пост-панк, то в псевдо-индастриэл (Нина Хаген всегда славилась своим стёбом над модными стилями - помните, как поиздевалась она в своё время над первой волной регги?), то в опереточную готику. В радиоэфир пробилась "Sonntag Morgen" - немецкая версия "Sunday Morning" великих Velvet Underground. Второму каверу - любезно предоставленной Ди Ди из репертуара его группы "Zero Zero UFO" - по понятным причинам в этом отношении не повезло. У Нины она получилась ещё более лютой, нежели у Ramones. Чуть позже певица приняла участие в записи сингла "Feuer" экстремального немецкого состава Oomph! Полный сугубо немецкого кровавого психологизма видеоклип песни добрался даже до MTV. Как потом признавался Деро, вокалист и ударник группы, о такой удаче он не мог и мечтать. Уже к тому моменту Нина Хаген воспринималась в рок-кругах матерью не только двух детей, но и всей экстремальной сцены Германии. Судя по последнему альбому "Return To Mother", в голове у матери-героини по-прежнему каша из индийской экзотики, привидений и летающих тарелок. Не столь интересный, как революционные опусы конца семидесятых, диск тем не менее по-прежнему демонстрирует идеальный баланс между забойным роком, кондовой эстрадой и немецким кабаре. Ведьма хаоса и жрица безумия, за долгие годы своего творчества Нина Хаген научилась повелевать этими пугающими стихиями. А стало быть и творить из хаоса всё, чего только может пожелать её душа. 11.03.2002, Дмитрий БЕБЕНИН Участники Nina HAGEN :) Дискография 2000 Return Of The Mother 1996 Bee Happy 1995 Freud Euch 1994 Revolution Ballroom 1991 Street 1989 Nina Hagen 1987 Love 1985 In Ekstasy (English) 1984 Fearless (Brazilian Edition) 1982 Nunsexmonkrock 1980 Unbehagen 1979 Nina Hagen Band
|