Meat Wolf
Аццкий металлер
| Фото | Цитата | В оффлайне | IP Equilibrium - Sagas (2008) Писать об этом альбоме сложно. Очень сложно. Наверное, никогда ещё мне не было так трудно конкретизировать и воплощать свои эмоции в письменной речи, как в этот раз. Но, пока я ещё полностью погружён в эту музыку, я всё же хочу это сделать. До этой работы Эквилибриум выпустили демо в 2003-м году и дебютный полноформатник под названием Turis Fratyr в 2005-м году. На демке можно было услышать сыроватый, но многообещающий материал, на альбоме же музыка уже раскрывалась в гораздо большем количестве цветов и красок, давая слушателю возможность понять, что не только в Финляндии играют классный фолк/блэк. Пожалуй, именно с Эквилибриума и началось в Германии некоторое шевеление на этой сцене - в конце того же 2005 года вышел дебютный альбом Кромлека, а в 2007 уже появился и второй диск этой интересной команды вкупе с дебютником Финстерфорста. Не знаю, быть может, у немцев есть какие-то ещё интересные группы этого направления, но для меня начиналось всё именно с Turis Fratyr. Что же мы могли услышать на той работе - на суд был представлена очень интересная, мощная и боевитая смесь фолка и блэка с диким драйвом и смачными мелодиями. Альбом был сделан весьма грамотно - не только в смысле композиторства, но и в смысле грамотного распределения треков по диску. Фактически, на нём уже оформился стиль Эквилибриума, который продолжен и на этой работе. И я очень рад, что после такого дебюта группу заприметил Ньюклир Бласт, ибо по моей информации запись второй работы длилась в студии несколько месяцев. Это очень важно и имеет большое значение для проработки мельчайших деталей музыки. Коснусь вот ещё чего - уже на дебюте музыка была сделана так, что разобрать, разложить её на партии отдельных инструментов было не так-то просто. В этом заключается львиная доля звучания группы, и делается это намеренно, а не по причине "кривой записи", как думают некоторые. Именно из-за этого эффекта альбом получился столько насыщенным, а звук - столь объёмным. И всё это было сохранено, отточено до блеска и лишь улучшено здесь. Где-то этак летом 2007-го года я узнал о том, что группа готовит новый альбом, впрочем, тогда я не придал этому особенного значения. В ноябре на официальном сайте было оставлено коротенькое сообщение, что альбом будет называться "Sagas", и что работа над ним продолжается. И только примерно после зимы на Майспейс-страничке команды были выложены сэмплы с грядущей работы. При первом поверхностном прослушивании я углядел там несколько очень хороших мелодий, несколько интересных элементов, всё тот же звук и всё тот же общий настрой. Что ж, решил я, кажется, это будет ещё один неплохой альбом. К концу мая на сайте Ньюклир Бласта появились минутные отрезочки из начала каждой песни. И вот уже здесь я начал понимать, что, кажется, грядёт нечто. Впрочем, пока это было только лишь понимание на уровне мелодики, но уже и оно било в набат в моем сознании и заявляло, что этого альбома стоит ждать с большим нетерпением. Я не могу даже толком сказать, что мои надежды оправдались. Сказать так - не сказать ничего. Однако, подробней об этом позже. Что касается лирики альбома - она повествует о совершенно разных вещах - это могут быть переложения скандинавских саг, как, судя по всему, в Blut Im Auge, это могут быть просто абстрактные рассказы о каком-либо персонаже народных легенд (например, Wurzelbert), или даже бесшабашные песни о славном прошлом и о том, каким оно было (например, укуренная во всех смыслах Snuffel). Возможно, кому-то такие тексты покажутся простоватыми, но лично я считаю, что это именно то, что и нужно для такой музыки. Перед переходом непосредственно к тому, что мы услышим здесь, я бы хотел сделать ещё одну ремарку - песни на альбоме можно более-менее разделить на две группы: те, которые строятся вокруг одной главной темы, и те, которые совершенно не нуждаются в какой-либо основе, и представляют из себя просто поток различных мелодических отрезков, вокальных частей, и черт знает чего ещё. Я не хочу сказать, что какие-то из них лучше других, просто музыканты показывают, что они могут многое, очень многое, а в своём стиле - едва ли не всё. И ещё кое-что. Я прекрасрн отдаю себе отчёт, что, возможно, никаких симфонических орвестров для записи этого альбома не привлекалось, у группы просто нет таких денег. Тем не менее, я считаю, что сэмплированная симфоника и оркестровки оттого не перестают быть сами собой. Если кто-то так не считает - его право. Но я буду употреблять именно эти термины. Собственно, к альбому. Я не ручаюсь, что смогу хоть как-то описать всю ту гамму музыки, которая представлена на этом альбоме. Тем не менее, я попробую. 1. Prolog Auf Erden - в этот раз начало совершенно отличается от Intro на Turis Fratyr - нет никаких мягких вступлений и легкий флейтовых мелодий, нет никакого спокойствия - слушателя сразу встречает всё то, что будет следовать по альбому на протяжении почти всей его длительности - эпичность, симфоничность, мелодичность и так далее. Поэтому интро получилось под стать всему диску, оно настраивает на то, что мы услышим внутри - и монументальные оркестровые пассажи, и яростные шквалы бластбитов, и скоп мелодий, и многое, многое другое. Кстати, что характерно, даже такая маленькая композиция получилась весьма разноплановой - от размеренного, гимнового вступления, до бластбитов и нежных партий флейты на заднем плане, уже здесь слышен дикий, безумный скрим, так что это не инструментал, ну и медленная, размеренная речь на фоне варгана и аккордеона, но вместе с неизбывной симфоникой, создаёт двоякое впечатление уюта и возвышенности одновременно. Ну и кроме того нас встречает этот до боли знакомый галопирующий ритм, без которого Эквилибриум лично я представить себе не могу. Короткая пауза, которая переходит в... 2. Wurzelbert - композиция начинается с ещё более эпического взрыва симфоники, чем интро, осколки которого, разлетаясь, собираются обратно в нечто новое - в строгую, маршевую мелодию, от которой я тут же сошёл с ума - настолько она цепляет. Мелодическое вступление, и пошла мерная дробь барабанов, которая ввергает в безумный восторг - ритм просто вырывает последние якоря на корабле сознания, и отправляет его в безудержное плавание по волнам драйва. Впрочем, эта часть довольно быстро заканчивается - но только чтобы ещё не раз вернуться впоследствии, ведь это и есть та самая главная тема песни. Марш сменяется традиционным угарным фолком под звуки аккордеона, и тут уже ноги сами пускаются в пляс - такой переход туда и обратно ещё не раз будет использован в этой вещи. Кстати, вот оцените грамотность использования аккордеона - тот же Финстерфорст лепит его везде, а здесь всё по месту - когда идет плясовой ритм, он поддерживается соответствующими коротенькими треньканьями, а когда возвращается симфоника, аккордеон благоразумно уступает ей место. Ритм-гитира, как и на всё альбоме, просто великолепно подчеркивает ударные, ещё один признак грамотнейшего композитора и исполнителя. Вышеупомянутое чередование продолжается и дальше, потом неожиданно ритм врезается в стену бластбитов, и переходит в полу-бридж, и, собственно, припев, который тоже довольно необычен. Мелодия проигрыша играется то ли на аккордеоне, то ли на чём-то ещё - я теряюсь, честно говоря, иногда, потому что даже не могу определить, что это там точно играет. И - чёрт ведь их поймёт, инструментов-то много существует в мире... После второго припева следует нечастный гость на этом альбоме - гитарное соло, которое выполнено виртуозно и со вкусом. Вообще лид гитаре места на диске почти не нашлось, но лично меня это нимало не смущает - что есть, то есть, и этого хватает за глаза и за уши. А вот такие маленькие солячки служат просто пикантным украшением. Череда коротких симфонических проходов, снова марш, взметающаяся в небеса симфоника же в припеве, и на этом всё. 3. Blut Im Auge - о боги всемогущие, такого дикого угара, какой есть в этой песне, мне, честно говоря, уже слышать не приходилось давно. Тут не то, что крышу срывает, тут срывает все нервные окончания вместе со спинным и головным мозгами вместе взятые. Спокойное вступление с флейтой в качестве ведущего инструмента и варганом на аккомпанементе - и лейтмотив композиции вколачивает вас в стенку, прошибая её вами и заодно насквозь и следующую за ней. И гвоздь этой мелодии вам из сознания вытащить не удастся, даже не пытайтесь - всё, что остается делать, это взяться за руки, и начать отплясывать безумную хумппу - хотя это и не совсем она, но дух Финнтролля явно чувствуется, конечно же приправленный всеми надлежащими аттрибутами, собственно, Эквилибриума. Песня мчится вперед на всех парах, припев бьёт так же коротко и точно, как пудовый молот, а куплеты и проигрыш словной пилой врезаются в память. Обширно применяется гроул, но симфоника где-то позади него не даёт музыке потерять мелодичность. Что это там звучит перед выходом в череду каскадных гитарных проходов?.. скрипка? Кажется, да. Какая же феерическая смена настроений... После этого вас ещё разок приложит главной мелодией, ну и хватит, пожалуй. 4. Unbesiegt - мама моя, как говорит Виктор Гусев, это что мы слышим? Что мелодия всамделишного бразильского танца делает здесь? Что делает? Сияет всеми цветами радуги. Казалось бы, такие экзотические мотивы не могут вписаться в эту музыку - но только не здесь, здесь возможно всё. И ограничивалось бы дело только этим... сразу вслед на нас мчится очередная порция эпического гимна, щедро приправленного симфоникой и убийственной мелодией, за которым в лучших традициях Wurzelbert следует филигранно риффованый, ритмически рваный куплет - ну любо-дорого же слушать! Тут же откуда-то вываливается новая доза бластбитов, и снова всё возвращается в мелодическое русло, изгибы и повороты которого в самом деле впечатляют. Второй куплет - и второй круг этого цикла, где тут припев понять можно вообще далеко не сразу. Тут же вклинивается какой-то танцевальный мотив неизвестного мне происхождения, и за ним возвращается ведущая тема. Вокалист чеканит слово "unbesiegt" с непередаваемой агрессией, этот его скрим просто бесподобен. Далее следует какая-то непередаваемая череда симфонических элементов, ритмический взрыв - и всё затухает. Казалось бы, сейчас должно быть какое-нибудь классическое для группы завершение - как это было в Widars Hallen на первом альбоме, но на то это и шедевр, чтобы удивлять - спокойный проигрыш на флейте под различные звуки природы - и встречайте, убийственное, крушащее всё на своём пути гимновое полотно, под которое просто даже хочется встать из уважения к автору. Какая-то небесная возвышенность и непередаваемые эмоции. Как жаль, что оно кончается так быстро... 5. Verrat - неожиданно брутальное для этого альбома начало песни - бластбиты, чистые риффы, яростный скрим, и далее пару минут чистой агрессии. Как ни странно, я, не являясь любителем подобных моментов, воспринял конкретно этот на ура. Моменты с гроулом выглядят особенно брутально, но всему приходит конец - вот прорезается аккордеон, вот снова вступают клавишные, вот робко возвращается симфоника... откуда-то снова вылезает резкий гитарный запил, очень напомнивший Финнтролль... вот появляется и флейта, ну и за ней уже мелодика окончательно возвращает себя утраченные было позиции. Под дикий бластбитный проход играет тоненькая скрипка, затём снова флейта... не успеваешь следить за чередованием инструментов на лидирующей роли, право слово. Пожалуй, только здесь мелодия слегка печальна и навевает легкую грусть, весь остальной альбом от этого практически свободен. Снова мы слышим гитарное соло, удивляющее своей мелодичностью и мимолётностью, а потом снова обрушиваются бластбиты и симфонические клавишные. Яркая и быстротечная вещь. 6. Snüffel - вступление до боли напоминает вступление легендарной финнтроллевской Jaktens Tid, впрочем, для меня это, как и всегда подобные параллели - просто забавный моментик. Далее акценты в музыке снова смещаются на риффы - правда, на этот раз уже неодинокие, а с поддержкой флейты. Хельге Станг, вокалист группы, выплёвывает одно слово за другим, превращая стихи чуть ли не в речетатив. Эта песня - как раз одна из тех, которые не имеют четкой постановки и структуры, поэтому следить за ней весьма непросто. Снова из канвы слух выцепляет позитивный проход на аккордеоне, за которым опять идёт раскачивающий куплет с огромным количеством вокала в нём. Припев, и снова гитарное соло, которое на заднем плане (соло - на заднем плане) слушается весьма и весьма необычно, но очень по месту. Размашистый выход, и на фоне эпического ритма следует просто какая-то феерия скрима - крики "Yeah, yeah, yeah, yeah!" создают невероятные ощущения. Короткий переход, и ещё одно гитарное соло, на этот раз более выраженное и даже разделённое на несколько частей. Кстати сказать, гитара умудряетя иногда подражать по звучанию и флейте и аккордеону - вот уж не знаю, как такого эффекта можно было добиться... 7. Heimwärts - держите ваши ноги - да, ещё раз! Потому что дикие пляски и угар, нет, угарище - возвращаются. Помните Met с первого альбома? Вот такой вот должны была быть эта песня! Безумная, абсолютно неудержимая мелодия словно дергает вас за ниточки, и усидеть на месте уж точно не получится ни у кого! Короткие, яростные куплеты - и дикие вопли "Heimwärts, Heimwärts!" в припеве - это тотальный нокаут. Симфоника здесь не так уж акцентирована, а на первом плане заряжает что? - естественно, аккордеон! Ну что же ещё. Как и положенно такой песни, длится она всего лишь две с половиной минуты, но и этого хватает, чтобы последними "Heimwärts, Heimwärts!" вбить вас в пол. Собирайте косточки. 8. Heidenrauche - и для этого как раз есть время, ибо Эквилибриум всё-таки не обошлись без одного хотя бы частично спокойного инструментала на альбоме. То ли это флейта, то ли клавишные, то ли всё вместе, но ощущение полного спокойствия в первые минуту с лишним создаётся великолепно - и особенно оно контрастно с теми безумствами, которые творились тут минуту назад. Мелодия взрывается - чтобы затем снова успокоиться, и перейти в какой-то чуть ли не вальс - точнее, просто мне напоминает средневековый танец или просто музыку на каком-то важном приёме. Удивительные смены настроений, удивительные... 9. Die Weide Und Der Fluß - пора вспомнить о том, что давненько мы уже не слышали ничего эпического. И первая же песня после короткого, мягкого вступления, накатывает монументальным симфоническим валом - и тут уже в ходи удут хоралы, струнные, клавишные - словом, в ушах стоит невообразимый гул, в котором, тем не менее, можно расслышать при желании каждую партию. Размеренные, мощные ударные и степенный, ровный вокал поддерживают надлежащий настрой в песне - в которой, кстати, модно узнать мелодию того самого танца, только на этот раз уже в металической обработке. Каскады фолковых инструментов сменяются феерическими оркестровыми взрывами, и возвращаются обратно, но вот снова симфоника берет бразды правления в свои руки - и композиция убыстряется, встречая нас фирменным эквилибриумовским "галопом", которого мы уже давненько не слышали. Далее снова появляется гроул, который чуть ли не великолепен, и тут же врывается сумасшедшее гитарное соло, которое просто разрывает на части - ибо что ещё может происходить под такую ритм-секцию?.. Снова шквал, вихрь, шторм бластбитов, океанский вал симфоники - и обратно, в марш, а затем и в неудержимый напор и драйв. Резкая, чёткая флейта снова сменяется аккордеоном, мелодия взмывает ввысь, и песня заканчивается так, как и подобает столь эпичному произведению. 10. Des Sängers Fluch - опять вспоминается Финнтролль, на этот раз что-то вроде Under Tva Runor или даже Kballning - такая же тяжелая акустическая гитара, конечно же, вместе с чем-то - а именно с флейтой, а также с лёгкой акустикой. Но это не фолк, это снова масштабный эпик, и снова симфоника вводит в тяжелый ступор своей филигранной точностью и великолепием. Размеренный гроул сменяется бесшабашным коротеньким проигрышем на... я не знаю, на чём. Я уже просто перестал понимать, какие инструменты тут используются. Также можно услышать тяжелую акустику, которая продолжает сопровождать музыку - а мелодию ведет, кажется, флейта, тут же отдавая первенство гитаре или снова клавишам. Песня сверкает всеми гранями, разворачиваясь во всё более и более масштабное произведение, не убыстряя на этот раз темп, а продолжая плести размеренную вязь ритма. После этого музыка и вовсе начинает напоминать какой-то саундртек - настолько повышается концентрация эпичности и симфоники. Напряжение снимает все та же акустика на фоне и аккордеон - уже на переднем плане. На несколько мгновений все инструменты затихают, и проглядывает бас. Опять вместе с аккордеоном. Какое-то совершенно немыслимое и хаотичное чередование ритмических структур, мелодических рисунков и вообще всего, чего только можно, заставляет сознание окончательно потерять путеводную нить сквозь эту композицию. 11. Ruf In Den Wind - дальше идёт штука попроще, и одновременно намного более неожиданная - потому что в этой вещи, наряду с эпичной флейтой проглядывают самые настоящие русские народные мелодии! И это там не иначе, как балалайка играет! Впрочем, до неё добраться надо, а сначала нас встречает снова мощнейшая, скоростная музыка, искрометно разбрасывающая мелодии направо и налево. Главная тема с легкостью уступает место ярким эпизодическим мелодиям, и той самом балалайке. Я сплю, наверное, нельзя так классно совмещать один фолк с другим. Да, такая вещь определенно была нужна - дабы перевести дух после двух предыдущих эпиков. Впрочем, и она слегка замедляется под конец, давая волю скрипке и глубокому гроулу. Необычное сочетание? - да тут на каждом шагу такое. Снова следует взрыв, и композиция завершается на мажорной ноте. 12. Dämmerung - а передохнуть надо было перед тем, как снова вернуться к эпическому звучанию и магическим, заворживающим оркестровкам. Ну и к флейте, конечно же. Гордый и уверенный вокал сопровождает величественную и размеренную ритм-секцию, время от времени отдавая ведущие роли другим инструментам. Здесь так же очень трудно нащупать главную тему, да это и попросту невозможно сделать, ибо песня пестрит переходами. Мелодия флейты кружится в мистическом танце с мелодией горнов, перемежаясь уже привычными насыщенными оркестровками. Кто сказал, что симфоника не может быть всеобъемлющей... следует необходимое ускорение, вокал пропадает совсем, и нам остается только дослушивать эту феерию красочных мелодий, прекрасных, переплетающихся партий множества инструментов. В конце песня стихает, и уже кажется, что сейчас последует хорошее и спокойное аутро альбома, однако вместо этого... 13. Mana - однако вместо этого мы получаем Ману. Надо сказать, что альбом не стал бы хуже и без неё, потому что мы уже слышали достаточно, более, чем достаточно. И тут бы поставить, как и на первом диске, в самом деле какое-нибудь аутро, но этого не будет. А будет Мана... ...спокойный переход раскрывается чудовищно мощным гитарным звуком, который плавно перетекает в настолько объемные оркестровки, что не то, что челюсть отваливается... это нечто такое, что смертным слышать как бы не положено. Не иначе, это нечто, отражающее какое-нибудь сверхъестественное событие - больше всего похоже на вознесение душ павших войнов в залы Вальхаллы... это безумно, безумно красиво, у меня нет слов, чтобы описать то, что я слышу. Три или четыре полных круга совершает эта тема композиции, оставляя незабываемые впечатлиния, при этом музыканты не забывают постоянно вариьровать мелодии и их симфоническое окаймление. Далее нас поджидает соло на флейте - это неописуемо, я обожаю такое звучание... и это соло - далеко не последнее... после него начинается вторая часть этой вещи - она уже быстрая и напористая, масштабные оркестровки сменились аккордеоном и жесткими риффами. Вихрь мелодии закручивается всё мощнее и мощнее - чтобы в свой час снова распрямиться в ударный отрезок ритм-секции - или соло на флейте... на этот раз оно чуть ли не джазовое, и звучание инструмента не в пример тоньше, чем в первом случае... начинается третья часть, снова более эпичная, но не столь симфоничная, как первая, но столь же грандиозная и великолепная. Нить композиции снова теряется, помню только, что дальше следует фееричное продолжение из микса всех инструментов со сменами темп и множественными вариациями ведущих партий... а в конце, в четвертой части, наступает полнейший хаос, музыка топорщится всеми перьями, чтобы запомниться нам напоследок как должно, и, после яркого и стремительного выхода наступает оглушительная тишина... ...Мана. Запомните это слово, это название. Инструментальная вещь на 16 минут, которой в метале нет равных. Я чисто для себя посчитал - композиция состоит из 8 самостоятельных главных тем, 23 мелодических линий, пяти соло на флейте, двух на клавишах и одного на скрипке. И при этом - плавные и уверенные переходы, ровные и гладкие смены партий. Какой там высший пилотаж, это запредельный инструментальный эпик, попахивающий тем самым трансцендентным императивом декогнитизации или как его там... это феерическое безумие красок и нот, это сумасшедший накал мелодий, это... это неописуемо. Куда там жалким попыткам прогрессивщиков сотворять длиннющие композиции - такого уровня мастерства пока достичь не удавалось никому. Никаких сложных рисунков - и в то же время целый мир внутри... Вот так завершается этот альбом... неожиданно и поразительно. Пора возвращаться на грешную землю... ...В первый день после выхода альбома я обсуждал его со своим знакомым, и сказал, что от альбома буквально больше нечего желать. Только вот обложка немного блёклая и невзрачная. "Вовсе нет", - возразил он, "она именно такая, какая и должна быть. Что там, какие-то древние рукописи, манускрипты. Так вот, с первого взгляда, казалось бы - ничего особенного, но внутри скрыты бесценные сокровища"... Я потрясён. Я поражен. Я не нахожу слов. Я очень оптимистично относился к тому, что нас может ждать на этом альбоме, но такое мне бы даже во сне не привиделось. Это нечто трансцендентное. Кажется, что простой смертный просто не мог создать ТАКОЕ. Я могу найти для себя минусы почти в любом альбоме - даже в тех, которым ставлю 10/10, а таких немного. Тут немножко съехала партия, там подправить бы мелодию. Эти мелочи есть везде, но кое-где они абсолютно несуществены. Даже если я очень постараюсь, я не смогу найти здесь ни единого минуса. Вообще. Каждая секунда этой музыки - идеальна и завершённа. Я до сих пор не верю, что такое возможно. Это не просто красота, эмоции, гениальность - это божественное откровение, снизошедшее из какого-то другого континуума, и осенённое печатью иномирового совершенства... Одним из обязательных свойств хорошей музыки для меня является её гармоничность. Можно сколько угодно быть технарём и виртуозом, можно выдумывать кучу интересных вещей, но если человек не способен соединить музыку, сплавить её в единое и непротиворечивое целое, для меня его искусство будет что-то неизменно терять. На этом альбоме нет даже ни единого шва, ты просто не замечаешь, как плавно нота перетекает в ноту, мелодия в мелодию, песня в песню, как распределены инструменты, как поставлен звук. Гармония стопроцентна, и нет ничего, что казалось бы выбивающимся из неё, неправильным, режущим ухо. Пожалуй, ключевым звеном этой феерии является тот факт, что альбом не только содержит в себе хорошие мелодии, он не просто насыщен ими, они везде, абсолютно везде. Кроме где-то двух минут в начале Verrat я просто не могу припомнить моментов, где музыка представляла бы из себя чистую риффовку, никак не поддерживаемую мелодическим рисунком. Мелодии сменяют одна другую, они кружат вокруг, они захватывают и тебя в этом неудержимом танце, они ни на секунду не оставляют в покое и не уходят на задний план, их присутствие более чем ощутимо. Я, честно говоря, на своей памяти не припоминаю ни единого альбома, где мелодическая насыщенность была бы абсолютной. Даже написать одну песню, которая не содержала бы в себе выраженно риффованых структур, очень непросто. Теперь хотя бы на миниту представьте себе, кем нужно быть, чтобы написать 80 минут чистых мелодий. Восемьдесят. Минут. И это не какие-то там рваные куски, это единое, монолитное полотно. Вы понимаете, как это возможно? Я, признаюсь честно - нет. Но мало того, что мелодиика тотально доминирует, она ещё и не так проста, как кажется. Вот, казалось бы, играет мелодия. И однако же в каждый момент, если прислушаться, она состоит не из одного слоя, нет. Клавиши, гитары, флейта, аккордеон, бог весть что ещё - они сменяют друг друга, они дополняют друг друга. Да и клавиши-то... оркестровки многомерны, понять, что именно играет в данный момент зачастую просто нереально, потому что играет СТОЛЬКО всего, что крыша буквально медленно сползает, а сознание отказывается понимать, как можно соединить столько разных элементов, не потеряв при этом той самой гармонии. Фирменное звучание группы было доведено до пиковой точки, его насыщенность превысила всякий мыслимый предел, не оставив при этом никаких негативных последствий. Хорошо, я даже сейчас не понимаю даже десятой доли структуры этой музыки, а теперь я представляю, кем нужно быть, чтобы это ПРИДУМАТЬ. Чтобы найти баланс инструментов. Чтобы просто прописать все эти партии. И мне становится очень, очень страшно. Потому как клавишнику, для того чтобы играть всё это на концертах, придется отрастить себе минимум дополнительныз 6 рук, взять 4 синтезатора и напичкать их миллионом сэмплов. ...Это удивительно, но альбома хватает. Его хватает - для того, чтобы в полной мере насладиться всей той неописуемой красотой, которую он объемлет, для того, чтобы оценить блеск всех граней алмаза таланта музыкантов, для того, чтобы услышать бездну идей и эмоций. Его достаточно для всего этого. И совершенно не хочется сказать, что "к альбому не добавить, ни убавить" - просто он длится столько, сколько длится, и ты не задумываешься о том, длинный он или короткий. Он такой, какой есть. Я не знаю, кто написал ВСЁ ЭТО. Я боюсь даже подумать, что это мог сделать один человек. В любом случае, это выше всякого моего разумения и понимания. Это не хорошо, не гениально - это божественно. Я могу лишь внимать этому в немом восторге. Композиторский талант музыкантов не просто зашкаливает, такое впечатление, что он безграничен - потому что, если вдуматься во всё то, что мы услышали, то потихоньку приходит осознание, какой же дьявольский труд был проделан для того, чтобы этот альбом был воплощен в жизнь, сколько нужно было исполнить, чтобы он таким, какой он есть, чтобы придумать все эти мелодии, чтобы наложить их друг на друга, вплавить в них оркестровки, фолковые инструменты, вокал, чтобы, наконец, просто сыграть и записать эту пропасть музыки! Я подозреваю, что нечто подобное готовит нам и новый альбом Винтерсана, а судя по тому количеству времени, которое Яри Маенпаа тратит на его создание, может быть, там будет даже что-то большее. Ум за разум заходит, когда я начинаю думать об этом. Эта работа не была бы столь грандиозной, если бы она была выполнена в строго очерченных рамках. Кроме, собственно, доминирующего симфонизма (качество которого уже не позволяет говорить о каких-то там ограничениях), сама фолковая основа, смешанная с блэковыми элементами, может иногда быть совершенно дикой и вычурной. На протяжении большинства альбома мы слышим звуки флейты или аккордеона. Но если аккордеон - он аккордеон и есть, то флейт использовано какое-то безумное количество. Я помню штук минимум 7 различных видов звучания - я могу ошибаться в числе, но то, что их много - факт. Кроме того, флейта время от времени выводит какие-то умопомрачительные трели - как, например, в Mana. Какие-то из партий флейты напоминают о балканской народной музыке, какие-то - о кельтской, в общем, спектр очень и очень широк. Далее, в Unbesiegt мы слышим звуки настоящей ламбады - тут вот вспоминали про песню Shingo Murata с первого альбома. Вот она как раз немножко странно выглядела там, и вызывала некую отчужденность. Эта песня ввиду вышеупомянутой абсолютной гармонии материала вписывается в дух альбома идеально. В песне Ruf In Der Wind можно услышать звуки... балалайки. И типично-русскую мелодию на оной. Признаться, слегка шокирует. Кроме того, естественно, весь альбом пронизан различными мелодиями скандинавской и германской народной музыки. То есть совершенно немыслимое количество различных влияний оттуда и отсюда привнесено музыкантами на этот альбом. Черт меня побери, если я не слышал где-то в конце Маны чуть ли не оперное соло на скрипке! А где-то там в середине был неоклассический проход. В начале Verrat готов поклясться, что играет заправский, мощный мелодик дэт. Я слышал варган и трубы. И так далее, я уверен, что можно найти ещё кучу таких маленьких спрятанных там и сям сюрпризов. Это ведь очень непросто - соединить столько всего на одном альбоме, сохранив при этом единый дух и настрой. Но - музыкантам это удалось. Право же, этот альбом сделал медвежью услугу коллегам Эквилибриума по амплуа. Корпиклаани меркнут и бледнеют на фоне такого - просто потому, что у них нет даже десятой доли того, что есть у этих ребят. Нынешний Финнтролль даже по угарности музыки - своему когда-то главному козырю - не может поспорить с совершенно безумным настроем Эквилибриума. Элювейтие по сравнению с этим слушаются с слишком академично. Даже Мунсорроу, черт меня побери, не могут потягаться в эпичности, своём главном преимуществе, с этим альбомом! Говорят, что новый альбом Финстерфорста попробует переплюнуть то, что было сыграно здесь. Верится с трудом. Только Энсиферум ещё сохраняет меня какие-то позиции, но и они безбожно проигрывают по эпичности и масштабности. Отдельно стоит сказать о вокале - как мы помним, на первом альбоме скрим и гроул существовали где-то в пропорции 50/50, и даже в некоторых песнях гроул доминировал, что меня несколько смущало - даже не столько сам гроул, сколько тот факт, что в моменты его использования проваливалась мелодия. Я очень боялся, что такие тенденции сохранятся и дальше, но чудовищно ошибался. Про мелодии я уже всё сказал выше, ну а доля скрима возросла, и вот именно такой скрим я обожаю - злющий, резкий вокал, подобный тому, что я слышал на дебютнике Нортера. Кроме того, стоит обратить внимание на совмещение вокальных партий и риффовки - оно настолько выверено, что остается только диву даваться, вокал усиливает вбиваемый ударными ритм настолько ярко, что хочется с первых его появление устроить бешеный слэм. Иногда мне даже чудятся отголоски хэви в системе построения вокальных линий - впрочем, это уже, возможно, я загнул. И самое главное - ведь на альбоме нет чистого вокала, вообще нет. То есть, фактически, если мы убирает голос, то музыка почти ничего не теряет, т.к. ведущие партии-то всё равно ведутся не им. Я не припоминаю такого альбома, который мог бы похвастать вот таким достоинством. Ещё хотелось бы добавить о той "каше" звука, которая уже не раз упоминалась в связи с Эквилибриумом. Не знаю, как вы, но лично я вижу в ней фирменный финт ушами, фичу, которая выгоднейшим образом отличает групп от многих и многих её коллег. Звук, говорите, смазанный? Скорее это голова идёт кругом от оркестровок. Гитары не слышно? Немудрено, потому что в этой симфонии ей отведено далеко не лидирующее место. Но кто усомнится, что мы слушаем метал? В некотором смысле на альбоме прослеживаются несколько ведущих настроений - это фолковые части, которые то драйвовы и бесшабашны, то завораживающи, то просто красивы, это маршевые кусочки, когда я готов поклясться, что лучшей музыки для гимнов и помпезных саундтреков не найти, и это просто эпичный и величественный саунд. Послушайте, как грамотно они распределены по альбому - и ведь не сразу можно выделить переходы между ними. Это - ещё один признак глубочайшего понимания музыки её автором, это великолепное чувство настроения и тонкое восприятие нитей игры на инструментах. Об альбоме можно с уверенностью сказать, что он абсолютно ровный и не имеет каких-либо ярко выделяющихся моментов. Каждая песня - самостоятельное и завершенное произведение, пусть некоторые из них и спаяны в непрерывную вязь нот. Ни одна не возвышается над другими, но дополняет их в создании общей картины. Но все они - лучшие, все они - яркие, и все они запоминаются по-своему. Обычно даже самые лучшие альбомы, условно говоря, держатся на каких-то частях, которые сияют ярким блеском, затмевая возможные лёгкие замутнения рядом находящихся композиций. Здесь нет этого, весь альбом - единое целое, и в то же время - плеяда отдельных маленьких шедевров. Кроме того, многие композиции написаны так, что запомнить их с первых прослушивания нет никаких шансов - они настолько в хорошем смысле хаотичны, что сознанию просто не удаётся зацепиться за какие-то вехи в музыке (отчасти это имеет отношение к тому, о чём говорилось в предыдущем абзаце). Для того, чтобы полностью охватить такие вещи, нужно их послушать столько раз, чтобы элементарно запомнить от начала и до конца - иного выхода нет, настолько музыка подчас аструктурна и аморфна. Для создания гармонии в такого рода композициях нужно проявлять недюжинное мастерство и видение общей композиции элементов. Всё это здесь представлено в полном объёме. Ремарка об атмосфере - музыку бесспорно можно с уверенностью охарактеризовать такими словами, как "монументальность", "грандиозность", "торжественность". Но отдельная заслуга музыкантов в том, что это не та торжественность, когда ты стоишь, в восхищении глядя на величественные своды соборов или на военный парад, это та торжественность, которая идет изнутри каждого, которая является воплощением всех тех высоких чувств и эмоций, которые не нуждаются в пиетете, ибо в глубине души понятны каждому, это то ощущение единения с музыкой, которое так непросто создать, это то чувство переполняющего восторга, когда случается что-то эпическое и светлое. И для меня это очень, очень важно. При всей своей чудовищной насыщенности и масштабности, альбом абсолютно не несёт в себе элементов того, что называется прогрессивом. Он не прост - но в нём нет и искусственной сложности. Он многогранен - но не грузит восприятие, не давит своим величием, а исподволь раскрывает его слушателю. В нем 80 минут - но я не хочу сказать, что они пролетают за мгновение, нет. Всё сделано так, чтобы всю эту грандиозность можно было прочувствовать, "потрогать". Да, это великое произведение, но оно не кичится своим величием. В завершении скажу, что для меня померкли не только работы других коллективов с фолковой составляющей - на время для меня померкла вся музыка вообще - так глубоко было впечатление. Ещё раз повторю, что я не могу описать и доли того, что вы можете услышать здесь, я просто не знаю таких слов, и не умею столь чётко и уверенно передать всю палитру впечатлений. Никакие эпитеты не могут описать эту музыку. Поэтому - послушайте альбом. Просто послушайте. И решите для себя сами, чего он стоит. Оценка? Бросьте, такое не оценивают. Шедевры бессмертны. Что? Всё забывается? Возможно. Но не для меня.----- "...but the time has shown that from the practical point of view there is probably no Lost Horizon without Daniel (Heiman)." Wojtek Lisicki
|