ХЕЛАВИСА Интервью с Натальей Николаевой (Хелависой) – 09.10.2004 Хелависа (Наталья Николаева) в представлении вряд ли нуждается. Ее носят на руках фанаты фэнтази-фолк группы "Мельница", любители ирландского фолка знают ее как солистку группы "Clann Lir", ролевики и толкиенисты еще помнят Хеледис, а в научных кругах Наталья Андреевна - кандидат филологических наук, занимается лингвистикой. Разносторонний и интересный человек, и наше интервью тоже вышло разноплановым. Более того, местом действия этой беседы были сразу три страны: Россия, Израиль и Ирландия. Интервью подготовлено эксклюзивно для фолк-портала ShadeLynx -------------------------------------------------------------------------------- Расскажи немного о своих первых шагах в музыке? Когда ты ей впервые заинтересовалась? При каких обстоятельствах? Хо-хо... Да я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа - большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать ее и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (если кто-то помнит, была такая серия "Сокровищница мировой музыкальной культуры", вот, папа ее собрал). Мы постоянно играли в угадайку - что-то звучит по радио, и я угадываю - русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы все время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила "Лоэнгрина" - тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление. Здорово, что сейчас есть "Кольцо Нибелунгов" в Мариинке!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор. С другой стороны, папа играет на гитаре и неплохо исполняет бардовские песни, а у мамы прелестный голос (очень похож на мой по тембру), и у нее хорошо получаются народные песни. Так что можете себе представить - университетская тусовка моих родителей и их друзей никогда не обходилась без гитары и книжечки с текстами и аккордами песен Окуджавы, Визбора, Дольского... В итоге, поступая в музыкальную школу, я пела песню Булата Шалвовича "Нам нужна одна победа". Немного истории, как и с чего началась твоя музыкальная карьера? Первые выступления, первые впечатления? Надо сказать, что решение пойти в музыкальную школу было с моей стороны вполне осознанным и вместе с тем естественным. Сначала я, в возрасте шести лет, поступила на класс скрипки (!), но потом свалилась с тяжелой болезнью, и врачи запретили мне дополнительные нагрузки на два года. А потом, как я немного оклемалась, поступила по второму разу, теперь уже по классу фортепиано - и история показала, что это был верный выбор. К сожалению, я сейчас почти не играю из-за нехватки времени, но очень хочу возобновить это дело. Ну вот, мои первые выступления были на отчетных концертах музыкальной школы - либо как пианистки, либо как солистки хора. Как ты создаешь тексты своих песен? Откуда приходят идеи? Проекты? По-всякому. Иногда появляется кусочек мелодии или даже просто аккорд, который я несколько дней могу дергать и слушать (как медведи забавляются с расщепленными деревьями). Потом, в ходе прослушивания аккорда, становится понятно, о чем будет песня, и в итоге на более или менее оформленную мелодию пишется текст. (Это случай "Прялки"). Иногда бывает по-другому - придумала кусочек мелодии, и он лежит полгода, ни к чему не приспособленный, а потом появилось несколько слов, зацепленных друг за друга, и они потянули за собой эту мелодию, причем зачастую полностью приходится менять ритм. (Это как я писала "Господина Горных Дорог"). Иногда все получается более-менее вместе, и катится, как снежный ком, и тогда уже текст на письме, в качестве "стихов", выглядит совсем безобразно, но это потому, что он развивается логично музыке, а не правилам стихосложения. Вообще хочу сказать, что стихов я практически не пишу. Не люблю; хотя люблю, ценю и знаю мировую поэзию и искренне восхищаюсь творчеством любимых поэтов. Но я-то не поэт! Для меня в песне в любом случае первична музыка (более узко - работа голоса), и вместо стихов я пишу ТЕКСТЫ. В тех же случаях, когда у меня идет песня на чей-то текст (это я в основном раньше так делала, когда ее сама не пыталась сложить два слова вместе), я его воспринимаю именно как звучащий текст, который можно и нужно спеть (более того, стихи Бернса, на которые я писала песни, и были созданы как тексты песен; то же можно отнести и к ряду других использованных мной текстов). Теперь что касается идей... Ох. Это сложно. Конечно, бывает, что можно выделить четкий источник вдохновения - какой-то древний текст ("Ночная Кобыла"), или личное впечатление от путешествия, или просто в жизни случилась беда, и чтобы в ней не задохнуться, необходимо ее пропеть. Но вот как пропеть?.. Дело в том, что я живу в каком-то собственном информационном пространстве; у меня существует постоянный мыслефон, в котором события нашего реального мира изменяются до неузнаваемости, отражаются от стенок других миров и только тогда до меня полностью доходят. А еще я вижу сны, из которых зачастую приношу образы, слова и мелодии. Я как паук, сижу в центре паутины и ловлю колебания, приходящие с самых отдаленных ее концов - а это концы, они же черт знает где! Я знаю названия нескольких миров, покрытых моей паутиной, я знаю способ перемещения между ними, я знаю других сновидцев, которые имеют туда доступ, и мы периодически обмениваемся информацией. В общем, написание текста песни - это практическая магия. И с этим связано то, что я не стремлюсь к идеальной форме стиха - нужно, чтобы было единственно верное звучание слов, чтобы была смена ритма там, где надо, чтобы слушатель сам не понял, с каким стуком сердца в резонанс попало у него вот это слово. Я клею витражи, вот и все. (Кто не читал Г.Л.Олди, цикл "Бездна Голодных Глаз", а в нем повесть "Витражи Патриархов", прочтите непременно, сразу про меня многое станет ясно.) Твоя самая любимая вещь из твоего же репертуара? Какая она, по твоему? Самая любимая песня, однозначно, - "Королевна". Это удачный, работающий витраж. За ней очень, очень многое стоит - и волшебная страна Исландия, где магия просто реет в воздухе, и ее нельзя не чувствовать, и такому сенсору, как я, просто тяжело из-за этого там спокойно жить; и несбывшаяся любовь; и средневековый миннезанг о такой же несвершившейся любви, который сыграл не последнюю роль в моей истории; и воплощение в тексте одного из моих любимых образов - сокола. В общем, песня для меня самой - как прямой массаж сердца, все абсолютно открыто и незащищено. (А к фильму "Леди-Ястреб" она отношения не имеет!) Твое отношение к клубам исторической реконструкции? Известно, что ты состояла в некоторых Отношение мое к ним хорошее. Я, так сказать, стояла у истоков клуба "Наследие Предков"; отличный получился клуб. Были у нас прекрасные бойцы, были и замечательные мастера. Ваша покорная слуга до потери пульса шила и вышивала одежки богатых ярлов викингского Дублина и со своими собственными костюмами три раза занимала первое место в номинации "Реконструкция западноевропейского женского костюма" на чемпионатах "Меч России". А самое главное - была у старого НП чудная, честная атмосфера с честными, непошлыми, прочувствованными антуражными праздниками, с настоящими человеческими отношениями. Потом, к сожалению, в связи с разными причинами из клуба ушли практически все "старики", в том числе и я, и с тех пор была "вольным реконструктором", но сохранила прекрасные отношения с НП. Также была другом клубов "Варяг" и "Братина". В принципе, я прекратила активно заниматься реконструкцией в то же время, когда стала постоянно выступать - просто времени на все не хватало. Но это прекрасное хобби, и на мой взгляд, логично, что большинство разумных и достойных людей, в свое время участвовавших в течении "толкинизма", в итоге приходят к исторической реконструкции. Вопрос наверняка набивший тебе безумную оскомину вечными повторами в разных вариациях (мы знаем на него ответ! ;-) ) История твоего псведонима, никнейма? Начнем издалека, чтобы уж совсем все было про меня понятно… (Я вообще в этом интервью прямо душу выворачиваю!) Когда я была школьницей-хиппи, у меня было погонялово Зимородок, и я одевалась в бирюзовый свитер и носила перья в волосах. Потом в толкиенисткой тусовке на физфаке МГУ знаток квэнья и нольдорина Кэтрин Кинн перевела это имя как Хеледис. Но она ошиблась; действительно, слово "зимородок" в нольдорине выглядит как "хеледир", и она интерпретировала "дир" как показатель мужского рода и заменила его для меня на женское "дис"; однако в квэнья это слово выглядит как "халатир" от корня "халат" - "наблюдать, следить", так что в итоге получилась лингвистическая фишка - имя Хеледис безупречно раскладывается как "Ледяная Дева" (тоже подходит мне, не правда ли?..), а "народная этимология" толкует его как "зимородок женского пола". Вот так я и жила как темная эльфийка Хеледис, пока однажды мне одна подруга не подарила литпамятниковское издание романа "Смерть Артура" Томаса Мэлори с гравюрами Обри Бердслея и не указала мне на гравюру с изображением ведьмы Хелависы, безуспешно пытающейся соблазнить сэра Ланселота. Сходство было налицо - худая, с разлохматившейся прической, вздернутым носом и довольно специфической пластикой. Тут-то и стало все понятно… Каково твое отношение к исполнению твоих песен другими людьми? Многие исполняют твои песни на различных тусовках. Твое отношение к этому? И слышала ли ты когда-нибудь чье-либо исполнение собственной песни, которое тебе понравилось бы? То, что мои песни поют, - это совершенно нормально; мне приятно, что они популярны, что они уже стали в известной мере "народными". Иногда они возвращаются ко мне под совершенно другими лейблами - "а вот классная песня из Харькова, тебе понравится!", и люди страшно удивляются, когда выясняют, что песня-то моя. К сожалению, ни разу не слышала адекватного исполнения какой-либо из моих песен женщиной. Яркое впечатление ХИ-97, где я была Арвен: через реку от нашего лагеря - Раздола был Лориен, и там девочки из клуба Энтель-Эдегиль постоянно крайне нестройным хором распевали "Дорогу Сна" и "Воина Вереска", а их мальчики в это время пытались строить крепость, постоянно матерясь. В итоге мы с моим названным братом Михаилом Штаревым (Глорфиндейлом) сходили к ним в гости... Больше они не пели и не матерились. А вот мужское адекватное исполнение я слышала - "Дайолен - Даэрону" в версии Дика из Екатеринбурга. Вопрос, отчасти проистекающий из предыдущего. Твое отношение к пиратству? А также, что есть мп3, выложенные в сеть? Это средство распространения информации, полезное и нужное, или это зло, как для музыканта, так и для слушателя? Ой, не знаю, что сказать. Я как-то не сижу и не размышляю на досуге о пиратах (разве что о настоящих, морских!). Но по-моему, пиратство, помимо того что это легкий способ сделать деньги, - это очень несправедливая вещь по отношению к музыкантам. Смотрите сами - пираты живут за счет музыкантов; но при этом они отнимают у самих же музыкантов деньги, которые те могли бы выручить за счет продажи своих лицензионных дисков. Следующий шаг - если продажа альбома оказалась коммерческим провалом (из-за того, что тут же все ринулсь покупать пиратские копии), у нас нет денег, чтобы записать следующий альбом - и пираты теряют нас, как источник дохода. Порочный круг получается. Скажу про мп3. Не вижу смысла выкладывать в виде мп3 все, что у музыканта есть; можно выложить концерт, который не собираешься выпускать на диске, можно выложить альбом, тираж которого уже распродан, если не планируется ре-релиз, можно выложить смешные студийные фрагменты. Этого, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы сохранить интерес слушателя. Ты участвуешь в двух музыкальных проектах, «Мельница», где ты являешься front-woman, и «Кланн Лир», где ты - одна из солисток, а так же имеешь опыт собственных сольных выступлений. Вероятно, каждый из этих трех способов музыкального выражения привлекает тебя по своему. Чем? Можно ли сказать, что какой-то из этих проектов тебе ближе остальных? Что приятнее: выступать соло или с коллективом? Выступать приятно и интересно вообще, и если бы можно было выступить еще в каком-либо качестве и спеть что-то иное (вот хочу, хочу петь блюз!), я бы с удовольствием это сделала. Теперь по порядку... "Мельница" - это проект, в котором можно петь мои песни в хитрых аранжировках, экспериментировать с саундом, поскольку изначально мы не связаны никакими рамками стиля. В общем, простор для творчества. В группе "Кланн Лир" я сделала то, чего давно хотела, - вышла на сцену как певица традиционного ирландского стиля, который довольно сильно отличается от моего собственного. Плюс так сложилась жизнь, что со скоропостижным уходом из проекта Нины Гвамичавы в разгар концертного сезона мне пришлось лечь грудью на амбразуру, то есть на арфу, и я оказалась в роли не только вокалистки, но и ответственной за струнно-щипковую секцию. Было поначалу очень тяжело и страшно, но новизна+стресс сильно стимулировали к работе. Как говорила моя прабабушка, "захочет - так на гору вскочит". Наконец, соло. У меня раньше были сольные выходы в выступлениях "Мельницы", а вот теперь решила сделать полный концерт; надеюсь, не в последний раз. Это возможность спеть все, что я хочу, как автор-исполнитель, как, не побоюсь этого слова, бард (или еще можно сказать фолк-сингер). То есть я пою иные версии тех песен, что есть в "Мельнице", пою другие свои вещи, пою вообще не свои вещи, могу что-то народное спеть. Это также и возможность близкого контакта с аудиторией, поговорить с народом, что-то рассказать, поиграть с ними, сымпровизировать по ходу дела. .......... начало интервью . продолжение - здесь Официальный сайт: http://www.hellawes.ru
|