Uroboros
Металлер со стажем
| Цитата | В оффлайне | IP Чтоб как-то поднять случайно обнаруженную мной тему, помещаю небольшую статью, встреченную в Инете: Хулиганы джаза Каждое новое поколение почему–то считает, что именно оно – исключительно, именно его герои истинные и настоящие, и скорее всего Enimem это и есть Господь Бог. Так вот – хрен вам. Все было всегда, покопайтесь в музыкальном антиквариате и сами все поймете. Каждый музыкальный стиль имеет свои легенды, которые хоть немного, но передают правду о тех, о ком они рассказывают… Большое количество легенд связано с саксофонистом Чарли Паркером, оставившем этот мир еще в пятидесятых годах двадцатого века. Берд любил наркоту кажется так же, как музыку. Когда он откинулся, врач, осматривавший тело, никак не мог поверить, что Паркеру было 36, а не 60. Вспоминают, что когда у Чарли в очередной раз кончились деньги, он отправился к модному тогда Дюку Эллингтону, и предложил взять его в оркестр за 500 баксов в неделю, «чтобы хватило на наркотики». На что Дюк ответил, что "... за такие бабки я сам к тебе работать пойду"... Деньги всегда были проблемой джазовых музыкантов, особенно тех, кто круто ширялся. Билли Холлидей, которая была в «хитах» больше двадцати лет своей жизни, умерла в полной нищете. Все что у нее нашли, это полтинник, спрятанный в самом укромном месте тела… Но писать о месте наркотиков и денег в творчестве я не хочу, давайте поищем что-нибудь новенькое… Мозги Чарли Паркера и без наркотиков заводились против часовой стрелки. Особую страсть Чарли испытывал в появлению обнаженным в общественных местах. Публика, правда, этого не понимала, и однажды, после того как он попытался сжечь туалет номера отеля, в котором жил (бегая, как водится, по коридорам только в ботинках) – его отвезли в психиатрический госпиталь, где оставили на довольно длительное время. Его приятель, художник Уолтер Уильямс, вспоминал о Чарли так: "Этот человек был полон сюрпризов. В пять часов утра я просыпаюсь от звонка в дверь. Лихорадочно соображаю, кто это может быть в такое время: это вряд ли несчастный случай, потому что ко мне подниматься без лифта пять этажей. Спрашиваю: кто там? Ответа нет. Я открываю дверь - Чарли. "Спички есть?". Я даю ему прикурить, и он уходит, не сказав больше ни слова. В окно я вижу, как он садится в такси и уезжает"… Но чтобы о нем не рассказывали, в первую очередь Чарли был музыкантом. Причем настолько крутым, что фаны приходили на каждый его концерт с магнитофоном и записывали каждое его выступление… Чарли знал себе цену и всегда мог постоять за себя. Дон Байес, саксофонист, вспоминает: «Послушав первый раз Чарли, я выразил свое мнение, кажется, такими словами: "Ты ничего не говоришь на своем саксе". Пташка косо взглянул на меня и предложил выйти. Мы вышли из клуба, и Пташка вынул нож. Я хладнокровно продемонстрировал свой. Помолчали. Потом Пташка улыбнулся и, убирая "перышко", заметил: "Теперь вижу, что ты бы меня порезал"… Впрочем, время и среда были такими правильными, что большинство гениальных персонажей джазовой тусовки от Чарли не отставали. Чем больше был талант музыканта, тем больше у него в башке было мусора… Джазового пианиста Телониуса Монка считали ненормальным даже свои. Однажды, когда он играл с Пташкой и наступила его очередь солировать, Монк вдруг отключился и, погрузившись в свой внутренний мир, не издал ни звука. В конце концов, через весьма продолжительное время, он ткнул одну клавишу. Пташка с восхищением нагнулся к нему: "Колоссально, Монк". И эта была нормальная тема для Монка, которого большая часть музыкальных критиков и общества мечтала отправить в психушку на долгое время… Главное, что необходимо отметить, что все эти странности музыкантов были обусловлены поисками своей музыки, своего звука и стиля, и не являлись маркетинговым ходом, как у многих современных групп и музыкантов, чей сценический имидж никак не связан с жизненной позицией. Движущей силой той тусовки была музыка. И вот еще одно свидетельство. Оно сделано Маком Рибеннеком, дородным нью-орлеанским пианистом, о чьей репутации может свидетельствовать псевдоним, под которым он был известен среди местных рокеров — Дырявый Доктор Джон Триперная Ночь. Так вот. Вспоминая шумные ночки в Сторивилле, нескончаемые джэм-сейшны, когда все саксофонисты Нового Орлеана пытались играть так же, как Джон Колтрейн, другой герой того времени, Мак обычно говаривал: "Особенно я запомнил одного типа — Джими Вилсона. Всю свою жизнь он провел, изучая технику Чарли Паркера. В тот день, когда он услышал Колтрейна, он покончил с собой. Его тело нашли плавающим в бассейне с саксофоном, зажатым в мертвых руках". Более плотно творчество и жизненная позиция, слились в шестидесятые. Шестидесятые принесли новый взгляд на музыку и мир. Был Мартин Лютер Кинг, Черные Пантеры, были сильные негритянские волнения. Музыка стала более реакционной. Этот процесс коснулся и джаза и его героев. Чарльз Мингус, великий контрабасист, всегда отправлялся на записи и концерты с револьвером в кармане, так как постоянно ждал начала Великой Негритянской революции. Вообще, Чарльз Мингус был сложным человеком. Многие считали его непредсказуемым и странным. Он мог заехать в физиономию музыканту на сцене, если ему вдруг казалось, что тот плохо играл. Мингус носил свой контрабас повсюду, и не только, когда играл. Чарли хотел, чтобы инструмент проникся атмосферой тех мест, где он побывал и которой впоследствии будет наполнена его музыка. Вот несколько примеров. Во время своего бразильского турне Мингус захватил с собой бас в дебри джунглей: обезьяны прыгали вокруг, а попугай залетел на гриф контрабаса. Чарли часто забирали в полицию, когда он был сильно пьян, и инструмент неотступно следовал за ним. Когда Мингус играл, он часто плакал от ярости, склонив голову на контрабас… Кончилась эпоха джаза, постарели герои, появился рок-н-ролл и новые персонажи. Правда наши старички иногда будоражили общественность. Так Диззи Гиллеспи, который в восьмидесятых баллотировался в качестве кандидата на пост президента США, выставил главным пунктом программы переименование Белого дома (White House) в Дом Блюза (Blues House) и назначение Майза Дэвиса на должность директора ЦРУ. Какое количество голосов он получил тогда, я не знаю. Последним ярким (если такое выражение уместно) героем стал Жако Пасториус, панк от джаза. В жизни он больше напоминал флоридского хиппи: мешковатые пляжные штаны, крашеная футболка, бандана или бейсболка поверх спадающих до плеч волос. Его отвязные сценические трюки были не характерны для «серьезных музыкантов». Одним из его излюбленных приемов был детский порошок, которым Пасториус покрывал сцену чтобы ездить по ней, одновременно играя на басу. “Он никогда не выходил на сцену без этого порошка, -- вспоминает техник WEATHER REPORT. -- Даже если порошок заканчивался, Жако посылал меня в ближайший магазин и не начинал концерт до моего возвращения”. Жако бросал на сцену бас-гитару и пинал ее, как делали это все рокеры начиная от The Who, заканчивая современными героями MTV. Каждую неделю появлялись новые рассказы о том, как на концерте Жако играл с пьяным лицом, раскрашенным как у воина-индейца или измазанным в грязи телом, о том, как он упал с балкона в Италии, о том, как он голым ездил на мотоцикле по Токио, о том, как он швырял свою бас-гитару в море, о том, как ему выбили зубы во время драки в баре, как он клянчил деньги на пиво или закладывал в ломбарде свою бас-гитару. Пасториус искал свою смерть. Искал настойчиво и, можно сказать, с завидным упорством. Он напивался и засыпал на рельсах, заходил в бар, выбирал самого здорового парня и находил повод завязать с ним драку, а затем, опустив руки по швам, хладнокровно терпел истязания. Он умер в 1987 году, после драки с вышибалой ночного клуба…Так и не став румяным папиком, который олицетворяет в глазах других, видимо глухих людей, джаз. Людей, про которых я вспоминал в этом тексте, никогда не покажут на коммерческих музыкальных каналах. Их физиономии никогда не будут печатать в модных журналах. И слава Богу, их музыку не будут крутить радиостанции раз в пол-часа. Достаточно того, что их музыка будучи один раз услышанной, всегда будет жить у Вас внутри. Track – list: Billie Holliday - Man I love, Strange fruit, My man (from Lady day:The best of Billie Holiday) Charles Mingus – Pithecanthtopus erectus, Goodbye Pork Pie Hat (from Very best of Charles Mingus) Charlie Parker – Ornithology, Salt Peanuts, Laura (from Yardbird suite:The ultimate collection) Jaco Pastorius – Donna Lee, Come on come over(from Jaco), Amerika(from Birthday concert) John Coltrane – Part 1. Acknowledgement(from Love supreme), Naima(from Giant steps), Impressions(from Impressions) Miles Davis – In a silent way (from In a silent way), Mr.Pastorius(from Amandla) Thelonius Monk – Round midnight (from Genius of modern music, vol.1), Ruby my dear (from Monk`s music) От себя только добавлю, что джаз слушаю последние лет 15, любимые музыканты и исполнители: Чарли Мингус (особенно у него потрясные вещи Devil's Road и Duke Ellingtone's Sound Of Love), Сара Вон, Армстронг, Чик Кориа (без комм.), Жако Пасториус (это особый любимец, играл на безладовом басу, рекомендую его альбом 77-го года Jako Pastorius), Эл Джеро (яркий представитель "поп-джаза", но Джеро - совершенно замечательный вокалист. отмеченный 3-мя Грэмми совершенно в разных вокальных категориях. Рекомендую альбом 81-го года This Time), Weather Report (альбом Heavy Weather, тоже с Пасториусом). В общем-то, тема - как океан. Сорри, если кого притомил своими экзерсисами. ----- Одно дело - музыка, которая может передать эмоцию, и совсем другое - эмоция, которая норовит сойти за музыку. (с) Х.Кортасар |