Meat Wolf
Аццкий металлер
| Фото | Цитата | В оффлайне | IP Finsterforst - …Zum Tode Hin (2009) Кто такие Finsterforst? Это молодая немецкая команда, появившаяся наряду с некоторыми другими интересными коллективами в Германии за последнее десятилетие, играющая эпик фолк метал. Дебютный альбом группы был в некотором смысле интригующим, потому как представлял на суд слушателям бодрый и боевитый фолк с океаном аккордеонных мелодических линий. Альбом был слегка скучноват и затянут, но интерес, безусловно, вызывал. Ещё тогда были заметны аналогии в музыке группы с известными финнами, а именно большей частью с Moonsorrow (и немножечко с Finntroll). Вообще линия аналогий и сравнений будет проходить через весь текст, ибо никуда от этого не деться и не убежать. Да и на наглядном и достаточно широко известном примере проще объяснить, чем является и чем не является рассматриваемый альбом. Меру и характер этих самых параллелей я и попытаюсь обрисовать. Лично для меня референции в сторону Moonsorrow были очевидны ещё и на первом альбоме, хотя тогда это проявлялось не настолько ярко, однако здесь количество замеченных сходств ещё того больше. В самом деле, музыка строится по характернейшей модели растянутых ведущих тем со множественным их обыгрыванием и повторением, невозможно не заметить попытки сыграть эти до боли знакомые тяжелые, грязные, вязкие риффы, которые должны наполнять собой всё музыкальное пространство почти без остатка. Звучание аккордеона практически окончательно свелось от задорных тем до несколько меланхоличного настроя и минорных нот, типичных для Moonsorrow, в то время как Finntroll больше используют угарные и резкие проигрыши, которые нацелены на дополнение музыки, наполнение её энергетикой и драйвом - здесь же мы слышим скорее просто желание вести фолковую линию через композиции. На этом параллели не заканчиваются – если вы хорошо знакомы с творчеством именитых финнов, вы без труда признаете фирменные рваные гитарные отрезки под весьма знакомый перестук ударных и с эпическим звучанием клавиш на заднем фоне. Кроме того, многие вступления, пожалуй, украсили бы очередной альбом финских уникумов, ибо сделаны просто в точности по канонам группы – либо сразу монументальное звучание и врывающаяся главная тема, либо длиннющие акустическо-металические вступления на смазанной гитарной игре (вспомните, например, вступление к Jaasta Syntynyt / Varjojen Virta). Да даже партии баса пытаются выполнять схожие функции. Словом, музыка подчас всем своим видом напоминает о том, кто является автором подобной стилистики. Впрочем, это никоим образом не умаляет серьезный объем работы, проделанный с момента выпуска дебютного альбома. С первой же композиции слышен намного более жирный и сочный звук, а именно к этому в такой музыке и стоит стремиться. Песни получились более глубокими и менее замыленными, ставка на эпичные масштабные композиции и минорную мелодику повлекла за собой и более проработанное звучание. Музыка звучит мудрее, что ли – но не в смысле, что простые, бесшабашные мотивы – это плохо. Нет, это отлично, но с ними очень трудно успешно работать. В таком монументальном полотне больше пространства для деталей, больше шансов раскрыть какие-то сильные стороны музыки и ретушировать слабые. И действительно, альбом получился также и более разнообразным, чем предшественник, стало больше красивых переходов и мелодий, во всей красе проявили себя акустические проигрыши и «соло», иногда используется даже великолепная флейта и очень мощный хор. Смена тяжелых составляющих акустическими проходит теперь более плавно и слаженно. А во флейте и хорах видится как раз нераскрытый до сих пор потенциал группы, ибо отчетливо слышно, что и с тем, и с другим музыканты обращаются весьма умело. Об акустике отдельное слово, ибо в ней зачастую слышится та самая страстная финская акустическая манера игры, которая просто покоряет меня в музыке команд из Суоми. Вспомнить тех же Nest, Finntroll или Ensiferum – у каждой группы найдется достаточно примеров того, о чем я говорю (вспомните вступление незабвенной LAI LAI HEI, к примеру, Kvallning, ведущую тему Moonbow или Token Of Time). Но заслуга музыкантов в том, что они сумели при несомненном наличии параллелей с главными своими вдохновителями найти и что-то своё, разнообразить стилистику акустической игры, привнести в партии неожиданные переходы и смены мотивов и видов акустических мелодий. Именно в этом смысле альбом раскрылся больше всего, именно в этой части можно услышать подлинно прекрасные моменты. Ведущий аккордеон теперь уже не является безусловной доминантой, и это не может не радовать, ибо раньше он стремительно приедался и начинал навевать откровенную скуку. Здесь же инструмент использован в разы грамотней, подчас не только создавая отчетливый мелодический рисунок, но и умело создавая фон для общего гитарного звука, подчеркивая тяжесть музыки и резкость вокала. Да и партии его уже не столько отрывистые и назойливые, сколько мягкие и оттеняющие. В этом направлении группа также поработала с большим успехом. Но все-таки нельзя не сказать о том, что Moonsorrow по-прежнему остаются недостижимым идеалом. Возможно, музыканты из Finsterforst и не стремились его достичь! Но так уж выходит, что, смешивая свои и позаимствованные элементы в неких новых пропорциях, они невольно заставляют сравнивать себя и финских мастеров, и по некоторым параметрам это сравнение явно не в их пользу. Альбом явно задумывался больше как аморфный и атмосферный релиз, нежели как яркое и запоминающееся полотно. И в этом смысле Finsterforst Moonsorrow проигрывает, ибо атмосферы мистики и отстраненности создать не удалось. Нет потрескиваний хвороста в костре и прочих эмбиентных элементов, нет глубокого и проработанного звука акустических партий. Нет ощущения монолитности, общей идеи, ибо скоростные и более резкие проходы чередуются с размеренными, вдумчивыми пассажами, создавая в музыке некий сумбур, которого и в помине нет у финнов. Мучительно не хватает, пожалуй, самого главного – мощнейшей, совершенно неподражаемой стены гитарного звука, которой Moonsorrow наконец удалось достичь на V: Havitetty. Это было настолько здорово, что, узнавая элементную базу того альбома в остальных её проявлениях тут и там, недоумеваешь – а где же эти гитары? Складывалось ощущение, что там наложено друг на друга не меньше 20 гитарных дорожек. Здесь звук мощный, но не настолько насыщенный. Он безупречен с технической точки зрения, но вот именно, что не хватает ему какой-то сырости, необузданности. Я думаю, дело в том, что здесь очень и очень мало влияние блэка, а на предыдущей работе его и вовсе не было. Он слышится в отдельных гитарных ходах, но даже не воплощается как полноценная часть музыкального полотна. В то время как в музыке Moonsorrow блэка просто хоть лопатами выгребай, а на Tulimyrsky так блэк вообще решительно вытесняет фолковые элементы куда подальше. В такой концентрации это, возможно, и ни к чему, но на V: Havitetty группе удалось достичь практически идеального стилистического сочетания. Впрочем, композиция Untergang, как и последний трек Verlorene Seelen с предыдущего альбома, максимально приближена к идеалам финского звучания практически по всем параметрам. Интересно, означает ли это, что музыканты «могут, но не хотят»? Насчет вокала ничего плохого сказать не могу – этому альбому он подходит, но истеричный скрим Вилле Сорвали, конечно же, неподражаем. Он создает добрую треть от того драйва, что присущ Moonsorrow, здесь же скрим более забитый, более спокойный, хотя местами вокалисту почти удается изобразить нечто похожее. Суммируя всё сказанное, можно описать музыку Finsterforst как элементы старого (часто используемый аккордеон, к примеру) плюс элементы нового (масштабные акустическо-электрические пассажи и фирменное эпическое звучание) Moonsorrow с добавлением чего-то своего и переосмыслением уже имеющихся идей. И я совершенно не хочу сказать, что своих мыслей у группы нет. Пожалуй, в некотором смысле мы получили Moonsorrow с упором на фолк, в то время как, допустим, Draugnim – это Moonsorrow с упором на блэк (хотя этот самый блэк получился чересчур уж иногда смахивающим на известных австрийцев Summoning). Вот что вышло на этот раз у немецкой команды, а уж хорошо это или плохо – решать вам. Альбом имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но первых все же больше, потому как это действительно богатая и интересная музыка. А если вы являетесь давним фаном вышеупомянутых финских парней, то этот релиз очень даже может прийтись вам по вкусу. И, разумеется, не могу удержаться и не сравнить данный альбом с прошлогодним релизом Equilibrium. Но сравнить не в лоб, это не имеет никакого смысла, ибо у группы просто разные задачи ставятся в музыкальном плане. Скажу всего лишь одно – обложка …Zum Tode Hin великолепнейшим образом передает содержание самого диска – это и есть тот самый багряный закат, те последние солнечные лучи, пробивающиеся между облаками и далеким лесом, отражающиеся в глади озера и окрашивающие всё в сумеречные цвета. Вот что такое эта музыка, и отдельную хвалу стоит воздать художнику. А знаете, что такое Sagas? Sagas – это затянутые облаками вечерние небеса, внезапно разверзающиеся всеобъемлющими, ослепительными потоками ярчайшего дневного света, великолепие и непередаваемая красота которого затмевают всё вокруг.----- "...but the time has shown that from the practical point of view there is probably no Lost Horizon without Daniel (Heiman)." Wojtek Lisicki
|