Версия для печати темы "Янка Дягилева"

Конференция: Metal Land (https://www.metalland.net/cgi-bin/board/board.cgi)
Форум: Modern Rock (https://www.metalland.net/cgi-bin/board/forums.cgi?forum=56)
Тема: Янка Дягилева (https://www.metalland.net/cgi-bin/board/topic.cgi?forum=56&topic=22)


-- Сообщение от Sandman. Дата: 17:35 - 26 Дек., 2004

Раз уж затронули творчество Гр. Об., подумал, что уместно было бы упомянуть о Янке... текста у нее гораздо более... хм... человечна, я бы сказал, чем у Летова... меньше абстракции...
как человек она была очень хороший... уважаю ее посмертно.... очень жаль, что она ушла от нас:(.... очень прошу, просто очень-очень прошу, не орать в этой теме "Янка - отстой" и прочее... если вам не нравится - лучше обойти стороной... о мертвом либо хорошо, либо ничего....
очень инетересно узнать, что вы думаете по поводу ее творчества....

Добавлено
  По пеpекошенным pтам, пpодpавшим веки кpотам,
  Видна ошибка pостка.
  По близоpyким глазам, не веpя глyпым слезам,
  Ползет конвейеp песка.
  Пока не вспомнит pyка, дpожит кастет y виска,
  Зовет косая доска.
  Я y двеpного глазка, под каблyком потолка.

  У входа было яйцо или кpyтое словцо.
  Я обpащаю лицо.
  Кошмаpом деpнyлся сон. Hовоpождённый масон
  Поет со мной в yнисон.
  Кpылатый ветеp вдали веpхyшки скал опалил,
  А здесь ласкает газон.
  Hа то особый pезон.

       Hа то особый отдел,
       Hа то особый pежим,
       Hа то особый pезон.

  Пpоникший в щели конвой заклеит окна тpавой,
  Hас поведyт на yбой.
  Пеpекpестится геpой, шагнет pаздвинyтый стpой,
  Впеpед, за Родинy в бой!
  И сгинyт злые вpаги, кто не надел сапоги,
  Кто не пpостился с собой,
  Кто не покончил с собой,
  Всех поведyт на yбой.
       
       Hа то особый отдел,
       Hа то особый pежим,
       Hа то особый pезон.


-- Сообщение от Regos. Дата: 17:47 - 26 Дек., 2004

...Янка - молодец. Уважаю ее творчество... Жаль, что ее больше нет (обстоятельства ее гибели до сих пор не ясны). Думаю не лишним будет вынести о ней некоторую инфу...

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Яна Станиславовна Дягилева родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. Отец, Станислав Иванович, по профессии теплоэнергетик, а мать, Галина Дементьевна — инженер промышленной вентиляции. В Янке смешались три национальности: 1/2 русской, по 1/4 украинской и чешской крови. Семья жила в центре города в деревянном одноэтажном доме без элементарных удобств (занимая его часть) по адресу Ядринцовская, 61. Янка поступила в школу номер 42, одну из самых престижных и поныне. Потом уже сама решила учиться музыке: занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, спустя год бросила, но продолжала изредка играть «для себя». После появилось желание освоить гитару, что Янка и сделала, занимаясь в кружке при клубе Жиркомбината. В 1983 году Яна закончила школу.

Уже в школьные годы она писала стихи, которые, вероятно, не сохранились. Подруга, Анна Волкова, рассказывает, что Янка читала ей одно стихотворение, написанное в первом классе. Там было всего 4 строчки, и одна из них — «Тени деревьев смотрят на север». Первые известные стихи Янки датируются 1985-м годом.

Родители хотели, чтобы после окончания школы Яна поступила в Кемеровский Институт Культуры, но в силу разных причин это не сложилось, и в 1984 году Янка поступила в Новосибирский Институт Инженеров Водного Транспорта. Там она участвовала в ансамбле политической песни АМИГО, в его составе объездила с концертами всю область. Это был ее первый концертный опыт, ансамбль был довольно известным, его даже снимали для газеты. Примерно тогда же Янка знакомится с Ириной Летяевой, которая была активным рок-деятелем, организовывала у себя квартирники известных музыкантов. В декабре 1985-го на одном из таких квартирников Янка познакомилась с СашБашем. Саша сразу произвел на нее сильное впечатление, оказавшее огромное влияние на дальнейший путь Янки.

8 октября 1986 года после 6-летней болезни умирает от рака мать Янки. Удар этот Яна переносила долго и болезненно — мать она очень любила. А в декабре снова приехал СашБаш. Вспоминают, что как раз в это время он находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогла ему справиться с этим состоянием. С Янкой они очень тесно дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен. Как-то Саша сказал отцу Янки: «Ваша дочь знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать…» Видимо, именно после этих встреч она стала гораздо серьезнее относиться к своим стихам, некоторые из них оформила в качестве песен.

Янка была знакома и с Дмитрием Ревякиным, даже стала соавтором текста песни «Надо Было». Янка часто приходила на репетиции КАЛИНОВА МОСТА, и однажды, в декабре 1986 г. прямо там, на пару с подружкой Анжелой Мариной, сочинила текст песни. Текст немного подправили, и получилось то, что мы можем теперь слышать. Но дальнейшего развития этот творческий союз не получил.

В конце 1986 года, начав второй курс, Янка бросает институт. Вскоре подруги убеждают ее ехать «завоевывать столицу». В Москве Яна пробыла 2 месяца, вернулась спокойная, повеселевшая, деловая. Друзья вспоминают, что именно эта первая поездка научила ее целеустремленности и дала ей силы и умение для дальнейшей работы.

Бросив ВУЗ, Янка так и не получила никакой специальности. На работу устраиваться тоже не имела желания. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Рассказывают, что она отказывалась от платы за квартирники, даже когда стала знаменитой. А тогда, в 80-е, Янка с Ирой Летяевой жили на 40 копеек в день, питаясь в городских столовых, где гарниры и салаты стоили 5 копеек. Общение с энергичной, заводной Ирой сильно поддержало Янку в непростой период после смерти матери.

Постепенно Янка начала исполнять свои песни для публики. Происходило это в основном в Академгородке, в молодежном клубе, который организовала некая энтузиастка. К сожалению, концертов в родном городе у Янки было очень мало — несколько раз в Академгородке, да выступление в сборном поминальнике Селиванова в июне 1989-го.

С Егором Летовым Янка встретилась впервые в апреле 1987 года на I Новосибирском рок-фестивале, проходившем в ДК Чкалова. Там же она познакомилась со своей будущей подругой Юлией Шерстобитовой из Томска. Сразу после этого фестиваля, ставшего переломным в жизни Янки, Вадим «Черный Лукич» Кузьмин, Янка, Ира Летяева и другие новосибирцы поехали в Омск, где Янка знакомится с товарищами Егора по группе ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и другими омскими рокерами. Янке хватило недели, чтобы безоглядно влюбиться в Егора и остаться с ним на полтора года.

В апреле 1987 года состоялся рок-фестиваль в Симферополе, Янка и Егор там не выступали, но присутствовали. Группа знакомится с Романом Неумоевым (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ), который приглашает их посетить Тюмень, а также с Ником Рок-н-Роллом, ставшим впоследствии одним из ближайших Янкиных друзей.

В июле Егор, Янка и Юля встретились в Москве. Там проходил знаменитый Подольский рок-фестиваль. Ник, Егор, Янка и другие сибиряки должны были там выступать, но в последний момент их «зарубили» — выступления не состоялись. Все лето и осень этого года Янка путешествовала по стране автостопом вместе с Летовым, скрывавшимся от преследования властей. Свердловск, Ленинград, Прибалтика, Коктебель, Симферополь, Омск, Новосибирск…

При любых возможностях давали концерты. В отличие от скромной, не очень уверенной в себе Янки, Егор всегда считал, что любое творчество должно быть обнародовано, записывал бесчисленное количество альбомов и бутлегов, включая в них все свои творения без разбору. Одержимый собственной популярностью в неформальных кругах, Егор пытается расшевелить и Янку, вытащить ее на публику, убеждает в необходимости петь свои песни людям.

Выступая на квартирниках, тусовках, Янка видит, что ее песни действительно находят живой отклик у слушателей, приходит уверенность в собственных силах. В период 1987-1988 гг. Янкой написано больше всего из известных стихов и песен. Янка мечтает о создании собственной группы, но, за неимением таковой, предпринимает попытку стать басисткой ГрОба. Что-то не сложилось. Однако Янка и Егор вместе выступают, играют квартирные концерты, вместе записываются. Впрочем, участие Янки в Егоровых альбомах не было равноправным. Непонятно, зачем было так упорно впихивать ее в свои проекты в качестве прослойки между песнями. Янкина деятельность того периода ограничилась лишь незначительными вкраплениями в альбомы ОБОРОНЫ и КОММУНИЗМА (это был дочерний проект Летова, чисто студийный, состоявший из музыкантов ОБОРОНЫ и некоторых других сибирских панк-групп).

Но гораздо сильнее проявилось неравноправие в том, что Летов фактически диктовал Янке, как ей писать ее альбомы, — делал и записывал он их исключительно на свое разумение. Как сказал Черный Лукич, «его только пусти в группу — хоть кем, хоть барабанщиком, хоть флейтистом — это в итоге получится ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА». Несмотря на то, что Янка в глубине души не принимала многих летовских взглядов, она даже себе в этом не признавалась. Если Егор сказал, что песня плохая — Янка прислушивалась к его мнению и старалась оттачивать свои тексты и аранжировки в соответствии с представлениями Летова о музыке. Нередко, правда, сопротивлялась, спорила, но в итоге все равно уступала. Наверное, уступить было проще, чем тратить душевные силы на споры с Егором. Янка так и не успела почти ничего записать самостоятельно, уже обретя какой-то опыт, — все ее альбомы и многие концерты были сделаны с участием Егора и/или ОБОРОНЫ и несут на себе печать этого звучания. Люди, не очень разбиравшиеся в тонкостях, относили Янку к обойме сибирских панк-музыкантов, и ее саму такое отношение, видимо, устраивало. Многие теперь рассуждают, какова была бы Янка без Егора. Конечно, он ей многое дал. И, наверняка, — не меньше отнял. Но Янка выбрала именно Егора, и, несмотря на вечные размолвки, так и не порвала с ним полностью до самого конца.

В начале сентября Янка и Егор приезжают в Питер, где примерно спустя неделю состоялся организованный Сергеем Фирсовым квартирник Башлачева. Яна обрадовалась возможности встретиться с Сашей, но тому, похоже, тогда уже ничего было не нужно. Концерт был очень неудачный, — СашБаш тогда находился в депрессии, играл мало и неэнергично. Все это произвело на Яну очень гнетущее впечатление. После этого концерта она за несколько часов написала 8 песен — известнейших вещей, вошедших впоследствии в альбомы «Не Положено» и «Деклассированным Элементам».

Примерно через месяц Янка вернулась домой, потом снова поехала к Егору в Омск. Там же, дома у Манагера, Юля Шерстобитова записала Янкины песни на портативный японский магнитофон. Вероятно, это была первая запись Янки. Она до сих пор хранится у Юли.

В начале 1988 г., опять-таки при содействии Летова, был создан проект ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ (название было придумано самой Янкой в спешке, и казалось потом не вполне удачным).

Первая Янкина акустическая запись — «Не Положено» — была сделана в Омске в январе 1988 г. К песням, написанным в Питере, Янка добавила пару более старых и несколько новых. Из-за краткости альбом почти не распространялся или имел хождение в качестве дописок. В конце 1990-го года Летов, не советуясь с Янкой, дополнил запись различными акустическими (студийными и концертными) версиями ее песен. Впрочем, Янка категорически открещивалась от этого пиратского варианта, и издан он был лишь после Янкиной смерти.

17 февраля покончил с собой Александр Башлачев. Янка поехала на похороны. С этой трагедии и началась полоса депрессии, сопровождавшая Янку до конца жизни. Уже тогда она обронила: «Это он дает мне знак, что пора уходить».

Первое Янкино выступление на сцене, после квартирников, состоялось на первом Фестивале Альтернативной и Леворадикальной музыки в Тюмени, в ДК Нефтяников (24-26 июня 1988 года). Перед фестивалем она сильно волновалась, т.к. не могла позволить себе провала. Но был полный аншлаг. Фестиваль стал первым серьезным испытанием для Янки и подтверждением ее значимости в рок-жизни Сибири.

За две недели до фестиваля, в составе ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ, писался тюменский бутлег «Деклассированным Элементам», — в местной «полустудии», на магнитофон «Сатурн». Вышло так, что эта запись, не причислявшаяся к каноническим даже самими музыкантами, оказалась лучшим электрическим студийным воплощением песен Янки. Хотя многие недовольны звучанием альбома, техническим несовершенством, что вполне объяснимо — альбом был записан практически «живьем», на одном дыхании, без звукорежиссера, с минимальными техническими возможностями.

Осенью в Новосибирске вместе с группой ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ были записаны 3 песни. Аранжировки заметно отличаются от всего остального, что записано Янкой. Стиль группы её не очень устраивал, но одно время, за неимением других возможностей, она собиралась сыграть с группой концерт или даже записать альбом.

Сентябрь-октябрь Янка и ГО проводят в Вильнюсе. После этого Янка с Егором попадают в Питер на первые квартирники, где уже ждали известного по самописным альбомам Летова. Зрители получали в качестве приложения Янку, и все всегда были потрясены ее песнями, ее талантом. В Москве — та же реакция: «Духовно анемичная, изверившаяся Москва ходила на Янку, как куда-то в эпоху Возрождения, дивясь в ней той силе чувств, которую не видела в себе», — вспоминает Сергей Гурьев. «От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть», — написала другая журналистка, Светлана Кошкарова.

Нарастали противоречия между Янкой и Егором. Через полтора года совместной жизни они расстались. Янка не была слабым человеком, но устала от постоянной борьбы. Многие до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья утверждают обратное: они расстались задолго до ее смерти и с тех пор не очень много общались. Но за эти полтора года Егор успел рассорить Янку со многими ее друзьями — все, что говорил и делал Егор, Янка считала правильным, даже если при этом он оскорблял и унижал ее друзей. Либо предпочитала не спорить. Лишь в конце она, вероятно, стала более трезво смотреть на события и как-то пыталась поправить отношения с людьми, но это ей удалось не в полной мере.

28 января 1989 г. — первые публичные концерты в Москве, в ДК МАМИ: сначала Летов в электричестве, потом Янка с ГО. Концерт был полон драйва и дикой, необузданной энергии, но весьма неудачен по звуку, как и большинство электрических выступлений Янки.

При помощи Анатолия Соколкова, пытавшегося как-то помочь музыкантам обрести официальную «крышу», ГрОб и Янка вступают в Ленинградский рок-клуб, но так до конца и не приживаются в нем. Из всех питерских музыкантов дружеские отношения сложились только с АУКЦЫОНОМ.

После 1988-го года — и чем дальше, тем заметнее — стихи и песни Янки становятся все более темными, неконкретными, тяжкими. Многие — в мужском роде. И все больше о смерти.

17 февраля 1989 года — годовщина гибели Саши Башлачева. Янка участвует в серии концертов его памяти: 19 февраля — в ДК МЭИ, 20 февраля — концерт памяти Башлачева в Питере. Организаторы не хотели, чтобы на концерт попали все без разбора, и попытались устроить вечер «для посвященных» — маленький зальчик ДК Пищевиков, в сборной солянке из необъявленных исполнителей — три песни Янки, непревзойдённые по силе эмоционального воздействия, многократно усиленные ревером. «Мороз по коже, шепот: "Кто это?"» – вспоминает присутствовавшая на концерте Екатерина Борисова.

После всех этих мероприятий Янка находится в сильной депрессии: «Башлачев протоптал дорожку, и мне пора по ней. От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну», — повторяла она после приезда домой.

Постепенно отходя от Егора, Янка почти перестает общаться и с остальными своими товарищами, с которыми вместе работала. В какой-то момент она осталась практически одна – без подруг, без семьи, без любимого человека. Вспоминает один из знакомых Янки, врач новосибирской клиники: «Однажды я ей про своих пациентов рассказывал, «Представляешь, — говорю, — сегодня была пациентка с диагнозом «ангедония». — «Что это?» – заинтересовалась Янка. «Это состояние, когда нет радости, нет счастья, но не депрессия». — «Это мой диагноз», — решила тогда она. И через неделю написала песню с одноименным названием».


В том же 1989 году, с 25 августа по 16 сентября в Омске дома у Егора и под его руководством записываются первые «официальные» и признанные самой Янкой электрические альбомы «Ангедония» и «Домой!». Хотя сам Летов почти не играл на этих альбомах, они несут явный отпечаток звука, присущего ГО. «Раздражающую меня этакую скорбную, пассивную и жалкую констатацию мировой несправедливости, заметно присутствующую в Янкином голосе и исполнении, я решил компенсировать собственной агрессией... Возможно, в результате возникло не совсем ей свойственное (а, может быть, и совсем не свойственное), зато получилось нечто общее, грозное и печальное, что в моем понимании – выше, глубже, дальше и несказанно чудеснее изначального замысла». Янка бунтовала, Егор гордился результатами своих трудов – зато, мол, вышел не «бессильный бабий плач», а крутой панк, без презираемой Егором жалости к миру. Но эта жалость все равно рвется из заглушающего чистый Янкин голос «фирменного» грязного саунда Летова и компании.

В разных городах начинают ходить по рукам ее записи, в основном акустические. Янка становится известной не только в андеграундных кругах, но от официальных записей отказывается: «Слышали, на "Мелодии" выходит ваша пластинка? – Ложь. Не записывалась и записываться не собираюсь, даже если предложат» (из беседы с журналисткой Еленой Гавриловой в Барнауле, на «Рок-Азии», октябрь 1990 г.). Вначале Янка действительно собиралась сделать сборник из разных альбомов, но потом решила отказаться от записи. Тем не менее, примерно в это же время песни Янки начинают потихоньку появляться на радио, преимущественно на молодежных станциях: «От Большого Ума», купированный вариант «Гори-Гори Ясно». Вряд ли сама Янка знала об этом, и вряд ли кто-то спрашивал ее разрешения. В Лондоне известный ведущий радио ВВС Сева Новгородцев также включает ее песни в свои программы.

Стараниями Фирсова о Янке узнали в Европе. Приходили даже приглашения поехать с концертами во Францию, Германию. Неизвестно почему, но эти замыслы так и не осуществились, хотя сама Янка воспринимала известия о подобных приглашениях с радостью и энтузиазмом. «Хочу посмотреть, как люди ходят по улицам и просто так улыбаются», – говорила она.

Год 1990 открылся череповецкой «Рок-Акустикой» (12-14 января). Аудиозапись фирмы «Мелодия» была уничтожена Юрием Морозовым по просьбе самой Янки – она не хотела попасть в фестивальный сборник, планировавшийся к изданию «Мелодией». Мнения обо всех, кто там играл, весьма разнородны, о Янке – однозначны: «...как живительная влага для искаженной и опаленной солнцем земли. Ее голос вливался в вены, пульсировал внутри, разгоняя кровь и очищая душу от тех фекалий, которыми загружает нас окружающий социум» (А. Кушнир, А. Пигарев). По дороге в Москву, в вагонном тамбуре, Янка дала Крюкову интервью – случай, редчайший в ее жизни.

17 февраля 1990 года в ДК МЭИ в Москве состоялся исторический концерт, неофициально – памяти Саши Башлачева, в котором, кроме ГрОб и Ника Рок-Н-Ролла, принимала участие и Янка с ОКТЯБРЯМИ. Концерт частично издан, но полная версия еще только ждет своего часа. Видеозапись производилась, но была стерта, как и большинство других Янкиных видео. Через 3 дня, 20 февраля – мемориал Башлачева в Питере, в БКЗ «Октябрьский», тоже записанный, изданный и разобранный по полочкам. Чуть ли не единственное выступление Янки на столь официальном мероприятии. Опять с Летовым, опять всего три песни. Организаторы в шоке после их выступлений: «Кто эти гопники, выступавшие сейчас – тощий парень и толстая девушка?! Не могли пригласить певцов получше?! Еще мата со сцены не хватало!..» Концерт едва не закончился скандалом. Липницкий в «СДВИГ-афише» упрекнул Янку в излишней безысходности и отсутствии юмора в песнях. Но о каком юморе можно говорить на поминальном концерте?

В этот период Янка жила преимущественно в Новосибирске, в общежитии НЭТИ на Красном проспекте. Там у Янки было много друзей, собиралось немало интересных личностей. Одной из них, Юле Шерстобитовой, посвящена песня «Я Оставляю Еще Полкоролевства». Каждый вечер устраивались посиделки с гитарой на балконе. Пели все, и Янка тоже. Регулярно что-то записывали, – в общаге было много хорошей по тем временам аппаратуры. Янкина песня «Пауки В Банке» и народная «То Не Ветер…», дописанные к «Красногвардейской», как раз были записаны в общежитии в этот период. А также «Нюркина Песня» и «Столетний Дождь».

Тогда же в Янкиной жизни появился близкий человек, Сергей Литаврин, который был старше ее лет на 10. Жил он в том же общежитии – некоторое время Янка жила с ним. Сергею нравилась та музыка, которую делала Янка, ее песни, они с Яной любили друг друга, но, видимо, не все было гладко, – многие вспоминают теперь об их странных молчаливых отношениях, о жалобах на взаимное непонимание. Весь последний год Янка мучительно разрывалась между нормальными человеческими желаниями – быть женщиной, иметь семью, дом, любимого человека, – и творчеством. Невозможно делать несколько дел одинаково хорошо, всегда приходится чем-то жертвовать. Янка попыталась выбрать творчество, песни…

Последний из «больших» фестивалей с Янкой – «Рок-Азия» в Барнауле (предыдущие фестивали этой серии назывались «Рок-Периферия») 9-13 октября 1990 г. Играла с ОКТЯБРЯМИ. Мнение из зала: «Боже, где она нашла таких лабухов!» Сама Янка тоже была недовольна – едва закончив последнюю песню, сорвала гитару, грохнула ею о сцену и ушла. Несмотря на все технические проблемы, это было безумно сильное выступление, по отзывам очевидцев – лучшее на фестивале. Но после него Янка разочаровывается в электричестве и в своих музыкантах: это был ее последний электрический концерт.

В октябре-ноябре того же года Янка приезжает в Иркутск (как и полтора года назад). Первый концерт – в Ангарске. На второй песне зафонил микрофон; чтобы не прерывать песню, Янка опустилась на колени и допела в таком положении. Потом попросила сделать перерыв, – свело руку. На следующий день Янка играла в Иркутске, в библиотеке на ул. Трилиссера – последний из сохранившихся в записи концертов Янки, и редчайший случай, когда Янка отвечала на вопросы из зала между песнями. Живая, непосредственная запись, непринужденное общение со слушателями. По свидетельству очевидцев, концерт был потрясающий; набился полный читальный зал, слушатели сидели на полу, вплотную придвинувшись к Янке, после концерта долго не расходились.

Новый, 1991 год Янка с подругами и Сергеем отмечала в Новосибирске в общаге. Пили, веселились, слушали музыку, пели народные песни. Кажется, это был последний раз, когда Янку видели веселой и энергичной…

Несмотря на регулярные конфликты с Летовым, Янка изредка встречается с ним, однако вместе они уже не выступают. Тогда Егор заявил: «Все, с Янкой я больше не играю, она попортит общий имидж, у нее песенки такие, непротестовые, чуть ли не образные, мягкие, а нужно жестко все делать». И Яна начинает тяготеть к сольным выступлениям, к акустике. Возможно, в тот период она и сказала такие слова: «За примочкой можно спрятать любое дерьмо. А ты попробуй сыграй в акустике и докажи, что это действительно отличная вещь» (записано со слов некоего А. Шлякова).

В конце февраля Янка уехала в Новосибирск. В общежитии НЭТИ она записала в акустике четыре песни, в которых боль буквально хлещет через край. Последняя из них – «Придет Вода» – оказалась вообще последней Янкиной песней. Многие расценивают ее как прощание. При прослушивании записи кажется, что Янка вложила в неё свои последние силы…

Зимой 1991-го друзья в Томске договорились об организации концерта Янки. Нашли зал, деньги, дело оставалось за Янкой. Наконец, через Аню Волкову узнали, что приезжать она не собирается – мало с кем общается и от всех выступлений отказывается. Она почти перестает писать песни и стихи, прекращает давать концерты, замыкается в себе. Друзья говорят, что резкая перемена в настроении Янки наступила после приезда Летова зимой. Их ссоры и примирения с Янкой были тогда постоянными и выматывающими, несмотря на то, что они уже давно не были вместе, и, казалось бы, им давно было нечего делить. Но тот визит совершенно придавил Янку. После этого она все чаще уединялась в своей комнате, на все вопросы отвечая: «Мне не о чем говорить». Почти все время Янка проводит дома, лишь изредка встречаясь со старыми друзьями.

На конец весны некими организаторами из Сибири планировался Янкин совместный с БГ и КАЛИНОВЫМ МОСТОМ тур по городам Золотого Кольца, Русского Севера, ждали ее и на первом московском фестивале «Индюки» (апрель). Но на дверях ДК Русакова висел огромный плакат «Летова не будет!», а про Янку говорили: у нее жуткая депрессия, приезжала в Москву, пролежала сутки на кровати лицом к стенке и уехала домой…

Отец Янки вместе с женой Аллой Викторовной пытались «отогревать» Яну. Она сильно увлеклась российским фольклором, разучивала массу народных песен, читала много книг. Была Янка знакома и с сыном Аллы Викторовны, Сергеем Шураковым, они очень дружили, Сергей ценил и уважал Янку, а матери говорил, что после 2-х неудачных браков он впервые встретил близкого и интересного человека среди женщин.

Весной 1991 года наступил самый критический период в жизни Янки. Незадолго до смерти Янка дала «обет молчания». За две недели она не проронила ни слова. Даже родители почувствовали неладное. В конце апреля в семье случилась трагедия: погиб Сергей Шураков. Причиной стала халатность врачей в больнице, где Сергей проходил обследование и лечение. Сергей умер 23 апреля, а родным сообщили только 4 мая… Янка участвовала во всех похоронных делах, на нее, естественно, все это сильно подействовало.

На следующие праздники родители забрали ее на дачу, чтобы как-то отвлечь, самим отвлечься. Вот тут-то и свершилось то, чего никто не ждал. Янка стеснялась курить при родителях (зная, что отец не выносит запаха дыма, она даже дома курила в вытяжку печи) и все время уходила в лесок неподалеку от дома. 9 мая, перед ужином, примерно в 6 часов вечера, она, как обычно, ушла в лесок, но долго не возвращалась. Ее быстро нашли неподалеку от дачи, вернули. А через час она опять исчезла. На этот раз искали до 2-х часов ночи, обежали весь лес, но безуспешно. Решили, что она уехала в город, как часто бывало. Утром отец, первой электричкой вернувшись домой, обзвонил всех Янкиных знакомых, обошел все места, где могла бы быть Янка, но поиски результатов не дали. В милиции заявление о пропаже приняли только на третий день. Сообщили в Москву, – пропала Янка! Думали, вдруг уехала туда, никого не предупредив? Настоящую тревогу подняли как раз в Москве. В Новосибирск звонил художник Кирилл Кувырдин, ему отвечали, мол, с ней так бывает: ушла, погуляет, вернется. Среди друзей и поклонников Янки не нашлось никого, кого бы встревожило всерьез ее исчезновение, толком никто поисками не занимался. Потом только журналист Юрий Щекочихин из «Комсомольской правды», толком и не знавший, кто такая Янка, достал по каким-то своим каналам новосибирскую милицию, которая стала искать.

Янку нашли только 17 мая. Нашел ранним утром рыбак в реке Иня возле станции «Издревая» (по другим сведениям – «Иньская»). Тело несло по воде более 40 км. Похоронили ее в закрытом красном гробу в Новосибирске, на Заельцовском кладбище, среди деревьев, на болотистой почве, в стороне от главной аллеи – более приличного места не нашлось. Рядом – могила Сергея Шуракова.

Похороны состоялись в кругу друзей, родных и музыкантов. Собрались и разнообразные знакомые, тусовщики, фанаты. Вот одно из воспоминаний об этом мероприятии: «Летов превратил их в саморекламу, все сводил к своей философии, музыке, а не о погибшем человеке говорил» (Елена Оренинская). Были пляски до упаду, море водки и наркотиков, крики Егора о том, что смерть Янки – жизнеутверждающая, и потому не надо слез и поминаний, нужно веселиться и радоваться жизни. Можно только представить, каково это было видеть Янкиным родным, да и всем тем, для кого ее смерть не была «жизнеутверждающей».

Следствие пришло к выводу, что это либо несчастный случай, либо самоубийство. Медицинская экспертиза была очень подробной, ни о каких следах насильственных повреждений там не говорилось. Вначале не отклонялась и версия наркотиков, но знакомые отрицали: «Это неправда, Янка боялась даже лекарства принимать и за всю жизнь не выпила ни одной таблетки.»

Позже Егор пытался представить Янку солдатом, погибшим за его дело на его идеологическом фронте: «Если нет ни сил, ни выхода, тогда надо уходить достойно, как Янка, Башлачев, Селиванов и другие братья и сестры мои по фронту. Они победили, поправ, в первую очередь, свирепый закон самосохранения». Бог ему судья, с его рассуждениями. Одно время Егор упорно твердил о некой предсмертной записке, в которой, якобы, Янка и объясняла причины своего ухода, а позже стал говорить, что никакой записки вовсе и не было, и все это он придумал. Как утверждает он теперь, с Янкой они последние годы не общались, а у Янки никаких суицидальных мыслей и в помине не было.

По неподтвержденным данным, когда было найдено тело Янки, на затылке была большая проломленная рана, а в легких не было воды (Алексей Коблов, Валерий Рожков). Если это правда, то она может означать, что смерть наступила еще на берегу. Этой же версии (стычка с пьяной хулиганской компанией) придерживается и Летов. Среди друзей до сих пор ходит легенда об убийстве. Кто знает?.. После того, как Сергей Литаврин опознал Янку, уголовное дело было закрыто. Смерть Янки так и осталась тайной.

Трагедия не только в гибели Янки, но и в том, что многие до сих пор считают, что это однозначно было самоубийство, и другого выбора у нее, по большому счету, просто не было. Ее гибель вызвала, с одной стороны, скорбь и жалость, с другой – насмешку. Многие восприняли этот шаг как некую дань моде: «Башлачев протоптал суицидальную дорожку коллегам». Тем не менее, нет ни одного прямого доказательства, что это было самоубийством.

При жизни не вышло ни одной пластинки Янки, ни одной кассеты, изданной промышленным тиражом. Интервью она не давала принципиально. Слишком большое значение придавала сказанному Слову, и не хотела раскидывать малозначащие фразы в угоду журналистам. Янка всю свою недолгую творческую жизнь пела одни и те же песни, их ровно 29, не считая чужих. Все эти песни Янка, так или иначе, успела записать – кроме самой последней, которая известна как стихотворение «До Китая рукой подать…» Иногда проскальзывает информация о якобы записанных песнях «Порой умирают боги» и «Нарисовали икону». Таких записей не найдено. Были намерения сделать песню «Нарисовали икону» совместно с Черным Лукичом, но этот проект не осуществился.

В июне 1991 года Летов свел посмертный альбом Янки «Стыд И Срам», включивший в себя те самые 4 последние песни (аранжированные ГО), плюс 3 акустических записи. Если сравнивать с акустической записью, явно слышно, что Летов увеличил темп. Однако в целом электрическая часть альбома звучит гораздо удачнее, чем «Ангедония» и «Домой», хотя делался теми же людьми, в тех же условиях.

Песни, посвященные Янке, написали Наталья Маркова, Дмитрий Ревякин, Роман Неумоев, группы TEQUILAJAZZZ, ДЯДЯ ГО, хабаровский бард Андрей Земсков, молодая группа ШКОЛЬНОЕ СОЛНЦЕ из Тюменской обл. Песни Янки иногда исполняет на концертах Ольга Арефьева; на «Нашем Радио» промелькнула некая Татьяна Валовая с песней «Продано!»; недавно появилась запись «От Большого Ума» в исполнении певицы Юты, а группа ПИЛОТ записала панк-версию песни «На Черный День». Есть и другие перепевки, менее известных музыкантов. После ее смерти появилась масса подражательниц: Ника (песни до сих пор путают с Янкиными), Юлия Елисеева, Юлия Стерехова – вот только наиболее известные из них.

В течение нескольких лет, 9 мая, в московском байкерском клубе «Sexton Fo.Z.D» (ныне сгоревшем) проходили мемориальные концерты памяти Янки. До 1994 года одним из организаторов этих мероприятий была Ольга Арефьева, но впоследствии отошла от этого, т.к. концерты «вылились в неконтролируемую пьянку памяти самоубийц». Проводились подобные мероприятия и на родине Янки, в Новосибирске, и в Питере, и в других городах. Последняя попытка проведения такого фестиваля состоялась в конце мая 2001 года под Томском. Наверняка намерения у организаторов были благие, но "получилось, как всегда". В мае 2003 г. клубом любителей русского рока в Харькове был проведен вечер памяти Янки.

На могилу Янки сейчас приходят лишь родственники, друзья да самые преданные поклонники. На могильной плите – живые цветы, венки. Скромный памятник украшают фенечки, колокольчики, у подножия памятника – сигареты, зажигалки, стаканы, значки, записки. Все, как у многих…

http://polkorolev.hostwm.ru


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Админы и администраторы!!! Как вам идея создания раздела "Авторская песня"?
В России не так уж мало замечательных и талантливых бардов, еще больше людей, которым их музыка нравится... проверено опытом, показано практикой.

Я думаю, что пихать их музыку в "курилку" или в "разное", - неэтично... но что поделаешь, если больше некуда. Есть на сайте любители авторской песни? Давайте поддержим идею?


-- Сообщение от Regos. Дата: 18:25 - 26 Дек., 2004

Sandman


Цитата:
давай тут все-таки Янку обсуждать...


Меня немного удивляют протеворечивые и двойственные взгляды на ее творчество.
Отношение к ней неоднозначное, в большинстве своем люди, ознакомившись с ее песнями, или начинают ее боготворить... или ненавидеть. Все таки я считаю это за прекрасный показатель таланта, - равнодушных уж точно нет...


-- Сообщение от PARROT. Дата: 18:26 - 26 Дек., 2004

А кто это такая??
Ну в двух словах а то читать ваши килограмовые массаги неохото!!??


-- Сообщение от Regos. Дата: 18:30 - 26 Дек., 2004

PARROT


Цитата:
А кто это такая??


Это очень талантливая девушка... киллограмовые мессаги писать не буду, зайди сюда - http://polkorolev.hostwm.ru ...ознакомся, можешь парочку песен скачать...


-- Сообщение от Sandman. Дата: 20:11 - 26 Дек., 2004

PARROT
но если тебе не нравится депрессивно-панковская музыка тебе это не подойдет:)


-- Сообщение от Gorgona. Дата: 20:49 - 26 Дек., 2004

Сто раз про неё слышала, но не разу не слушала.


-- Сообщение от Regos. Дата: 22:22 - 26 Дек., 2004

Gorgona


Цитата:
Сто раз про неё слышала, но не разу не слушала.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать... как бы нелепо это в данном контексте не звучало...


-- Сообщение от Sandman. Дата: 17:04 - 27 Дек., 2004

Regos

Цитата:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

скорее лучше сто раз послушать, чем сто раз про нее услышать:) кстати, умерла она, скорее всего от передозы.... а на иглу ее посадил Егор, поэтому многие фнаты Янки в ее смерти винят именно Летова... но я не согласен, потомучто, если бы она осознавала всю опасость наркотиков, на такой шаг не пошла....


-- Сообщение от Titus. Дата: 8:52 - 28 Дек., 2004


Цитата:
кстати, умерла она, скорее всего от передозы...


В своё время достаточно длительное время общался со всевозможными хиппарями(да и щас вижу этих засранцев:lol:),так вот некоторые(...как бы их назвать....самые авторитетные что-ли...:lol:) высказывали очень интересную мысль..Дело в том,что Янка(несмотря на все эти НАСТРОЕНИЯ,которыми пропитаны её текста,да и её жизнь) была очень набожной(короче была верующей до мозга костей),поэтому версия суицида(бульк-бульк:lol::lol:) несколько относительна.....есть другая версия...она с кем-то там поспорилачто речку переплывёт(или не речку..)..а учитывая особенности ЕЁ характера это вполне допустимо....ну а что из этого вышло мы сами знаем..Кстати,сразу хочу обратить внимание на достаточно немаловажный факт..Янка очень часто бывала в Перм.области(у моих знакомых есть даже записи кварти-ов,сделанных то ли в Соликамске то ли где....а одна де..женщина:) сама веьсма тесно общалась с Янкой)....вообщем этоя  ктому,что Эти люди знают о чём говорят..:lol::lol:


-- Сообщение от Android Pinguinoid. Дата: 9:07 - 28 Дек., 2004

талантливая девушко , но с катушек конечно
съехала не по возрасту рано и сильно....
хотя с другой стороны , будь крыша не месте ,
не было бы никакой Янки .


-- Сообщение от Sandman. Дата: 18:29 - 28 Дек., 2004

Titus
хм... передоз - это не самоубийство

soul enema

Цитата:
будь крыша не месте ,
не было бы никакой Янки

золотые слова)))


-- Сообщение от Titus. Дата: 22:35 - 28 Дек., 2004


Цитата:
хм... передоз - это не самоубийство


Я к тому,что ведь она вообще-то утонула...а основная версия - самоубийство..


-- Сообщение от Sandman. Дата: 5:56 - 6 Янв., 2005

Regos
кстати, ты не знаешь, какое отношение Янка имела к lenin.ru? там был раньше ее мемориальный сайт... а ведь она никогда не была за коммунизм....


-- Сообщение от Android Pinguinoid. Дата: 17:49 - 25 Окт., 2005

слушал сегодня альбом Ангедония. у Дягилевой  был потрясающий
дар находить незаменимые слова и создавать меткие образы.
женский аналог Башлачева, только мелодически
более гибко и трогающе. не смотря на говнянную Егоркину
продукцию, а может даже и благодаря ей , альбом
имеет эффект бритвы, режущей по живому.

:pray:


-- Сообщение от The Forestwalker. Дата: 18:12 - 25 Окт., 2005

Дягилева и Башлачёв - великие поэты и музыканты, я думаю их зря причисляют к сборищу свиней и клоунов, под названием "русский рок"! Особенно Дягилева - её творчество более проникновенное, чем Башлачёвское при всём моём уважении к нему.
Стыд и Срам - великое творение!


-- Сообщение от Vadim. Дата: 23:56 - 25 Окт., 2005

Чё-то я слушал её, так жалостливо. Типа жалостливый Летов.
Петь она не умеет. Чтобы так жалостливо - надо петь уметь. А то просто скулёж получается.

Почётная Святая Русского Рока.  


-- Сообщение от Android Pinguinoid. Дата: 6:17 - 26 Окт., 2005

Vadim

Не слушай Дягилеву, слушай Таню Буланову.
она умеет скулить как надо. к тому же тексты
близки и понятны простому народу, а это же
главное. ведь правда...


-- Сообщение от grind13. Дата: 2:41 - 20 Фев., 2007

Звучание её музыки - особенное, тексты очень... проникновенные чтоли, вообщем что-то от Гр.Об-а, Башлачёва и от себя (тоесть от Янки), по типу Поэт она ничем не уступает тому-же Башлачёву, вообщем есть в ней, её текстах и музыке некий дух Советского "панка" и депрессивно-меланхоличных мелодий, вообщем кому это надо сам дойдёт до этой музыки......



Рейтинг Mail.ru

© 2002-2010 Metal Land