Samwise
BANNED
| Цитата | В оффлайне | IP Прочитала книгу Варга «Скандинавская мифология и мировоззрение». Хочу поделиться в общих чертах некоторыми соображениями. Начну с того, что издание сделано очень качественно, перевод с норвежского легко читается, бумага твердая, только в конце пропущено несколько опечаток. Книга состоит из двух основных частей, «Извлечение из скандинавской мифологии» и «Культура и мысли о сопутствующих вещах». Библиографический список включает 155 произведений. Первая часть состоит из рассказов о персоналиях и ключевых событиях Эдды и последующих комментариев. Справочный принцип очень удобен тем, что легко можно найти нужную информацию, подчас вскользь упомянутую в 1-2 строчках, например, «Прорицания Вёльвы», без которой невозможно дальнейшее понимание текста, а с ним и самой картины мира. Так, например, в чем смысл разницы между асами и ванами? Как соотносятся Хель и Ран? При описаниях имеется подстрочный комментарий, в основном это перевод древнеисландских корней. Я буду сравнивать комментарии Варга с комментариями Стеблина-Каменского, которыми обычно сопровождаются российские издания. Так, по поводу «Перебранки Локи» Стеблин-Каменский пишет, что основная ее ценность – наибольшая приближенность к драматическому произведению. Смысл он оценивает весьма поверхностно, сводя к внешнему сюжету. Если считать «Перебранку» мифом, то с этим примитивным толкованием нельзя согласиться, ибо, сохранявшийся тысячелетиями в устной традиции, он должен иметь аллегорические значения, ценные для народа - носителя культуры. Варг же пишет: «Локи – это холодный рассудок, который в своей равнодушной сущности уничтожает все высокое и красивое, созданное пытливой мудростью и щедрым сердцем. Он касается своей холодной рукой и старается в любом случае низвергнуть всё и вся. Эта песнь является прологом к гибели мира […]» Интересным показалось рассмотрение роли Иггдрасиля в картине мира. Кроме того, что это «древо мира», в комментариях Стеблина-Каменского не сказано больше ничего. И тогда не ясна его художественная роль, необходимость существования столь сложного образа. Варг предлагает несколько интересных трактовок. Во-первых, он сопоставляет Иггдрасиль с Irmunsul саксов, но останавливается на сведениях этимологического характера, с деревом, срубленным Карлом «великим» в 772 году. Далее он сопоставляет Иггдрасиль с изображением человеческого мозга: «Корни простираются в колодец первородных инстинктов, в колодец подсознательного и колодец духа. Птица – это мысль, змеи – это бесчисленные электрические сигналы в мозгу, которые нервами – белкой – собираются и приносятся куда надо. У Иггдрасиля больше проблем, чем известно людям: это достаточно очевидно, когда большинство уничтожают мозг всю свою жизнь, плюс химические вещества, физические удары и т.д. Также он уничтожается изнутри. Жизнь поливает его достаточным количеством воды (кровь), чтобы задержать его гниение. Ветви простираются по всему миру, потому что все имеет отношение к мозгу. Мы ничего не понимаем без мозга.» (в сокращении) Как видим, книга полна неожиданных трактовок, соглашаться или спорить с которыми по меньшей мере интересно. Не буду пересказывать смысл повешения Одина на Иггдрасиле (в понимании Варга) – все это стоит полностью прочитать, рассказать содержание всей книги невозможно, да и незачем. Некоторые мифы рассматриваются как описание доисторических событий, например, это создание рас, предшествующих ныне существующим, появление на земле Богов. Еще скажу о том, как Варг понимает образ Бальдра. Как известно, Хермод спустился в Хель, нашел Бальдра (самого светлого и прекрасного аса), но не смог вывести его с собой обратно. Почему же? «Хермод – это последняя смелая воля к жизни печалящихся родов, у которых есть мужество искать в самом царстве смерти, чтобы снова найти смысл жизни». «Наши мужчины и женщины искали в самих себе, они искали свои корни и путешествовали глубоко в темнейших закоулках души. Как и Хермод, они нашли Бальдра, но почему они не смогла помочь ему выйти из подсознания в сознание?» «И сегодня Бальдр еще находится во тьме: он пленник дочери логики – Хель. Он не был выпущен из ее царства, ибо не все в мире плакали по нему: логика плакала сухими слезами, потому что она не может чувствовать, у нее не больше чувств, чем у компьютера […]» Интересно истолкование Фенрира как образ огня. «Фенрир дико воет, и его слюна капает из пасти так, что она создает реку с каждой стороны пасти». «Это огонь, связанный людьми; он ужасен, когда вырывается из своих пут. Именно скромный человек осмелился взять огонь и, как следствие, обжёг свою руку. Как и воющий волк, огонь стремится к человеческим жилищам и уничтожает небесный огонь – Одина. […] Огонь окружен несгораемой вещью, и человек повелевает им к общему благу: он слишком полезен, чтоб его убивать». Вторая часть, «Культура и мысли о сопутствующих вещах», посвящена различным реалиям древних времен и настоящего. Так, например, в ней описаны праздники летнего и зимнего солнцестояния, бытовые традиции и их смысл. Раскрываются древние символы – валькнут и руны, рассказывается о ритуалах свадьбы, имянаречения, о понимании смерти, о правовых основах существования дохристианского общества. Варг также пишет о связи между образами Богов и планетами Солнечной системы, подтверждая сказанное астрономическими данными. Не совсем понятным, правда, является пересказ русского мифа о Беловодье (с. 197 – 199), по крайней мере я никогда не слышала о его существовании, а Варг не дает ссылку на источник, в то время как эта информация ведет к важным выводам. Эпоху викингов Варг не считает поводом для гордости народа (как стало модно воспринимать ее сейчас), он описывает ее как закат древней культуры, отчаянную попытку сохранить ее, но все равно завершившуюся поражением. Закончу на том, что прочитать книгу стоит всем – и новичкам, только знакомящимся с древнескандинавскими эпосами, и тем, кто уже успел обе Эдды выучить наизусть.
----- Из всех человеческих пороков больше всего я ненавижу обывательщину (с) Ницше |
412 | Дата рег-ции 18 Апр., 2005 | Отправлено: 1:35 - 2 Марта, 2008 | Исправлено: Samwise - 2 Марта, 2008 (1:45) | 173 |
|
|